Sign up to
news feeds:

Select RSS feed catergory:


The XXI century will be a сentury either of total all-embracing crisis or of moral and spiritual healing that will reinvigorate humankind. It is my conviction that all of us - all reasonable political leaders, all spiritual and ideological movements, all  faiths - must help in this transition to a triumph of humanism and justice, in making the XXI century a century of a new human renaissance.
 

     
Русский Русский

Conferences

Back to the list
15 мая 2014

The Expertise Round Table on “Project for fostering a ‘conservative’ citizen for today’s Russia: Social realities and prospects”, The Gorbachev Foundation. May 15, 2014

1/14

Round Table Discussion Summary

 
 
The turbulent political events of recent months, largely triggered by a crisis in Ukraine, have contributed to the increased ideological confrontation between “conservatives” and “liberals”. This confrontation is characterised by aggressiveness and open intolerance.
 
It is also clear that the recent manifest growth of conservative sentiment in mass consciousness has been largely stoked by a deliberate policy of the government. This policy has changed from what it was in the 2000s, when the government maintained its claim to legitimacy largely through its proclaimed policy of raising prosperity levels for the majority of the population and encouraging higher consumerist expectations. This was a policy of creating a consumerist society in Russia, aimed at the same time at integrating the nation into the “community” of Western states. Up until the electoral cycle of 2011-2012, the Russian government was proclaiming its “European choice” – with a varying degree of intensity. Today, the situation is fundamentally different. Prosperity drive has been put into question in the current economic environment. In this context, the government can establish its legitimacy in a traditionalist version of conservatism only, making sure it is presented as a tool to counter the West and its modernist culture.
 
A project to foster a “new conservative citizen” is grounded in these perceptions of modern realities. Such a citizen should be capable of sacrificing their well-being and individual choices for the sake of the state. The big question is: Is Russian society willing to commit itself to such a project?
 
There is a quite widespread view that for most Russians the recent value transformations proved to be superficial and are currently being reversed under the influence of many factors – both internal and external ones. However, even if we agreed with the argument that the majority of the population rejects modernist values, we wouldn’t fail to admit that current Russian society is different from that of the Stalin era, or the Soviet society of the Brezhnev stagnation period; it is also different from the 1990s post-Soviet society.
 
It is a consumerist society not only, and perhaps not as much, economically as socially and psychologically. It is used to getting various benefits without bothering to ponder whether its contribution matches these goods. It is used to getting easy “bread” and still hopes for some “circuses” as well. It is unlikely to be willing to sacrifice the lives of several generations for the defence of a “fortress state”. In this regard, the question about the phenomenon of modern mass conservatism can be put differently: Could it be an opportunistic phenomenon, the very emergence of which was due to a combination of various factors with time-varying influence?  E.g. a relatively stable social and economic situation and the simultaneous shattering of hopes for steady growth of prosperity in the nearest years and denial of social mobility to the majority of the population? Therefore a number of researchers and analysts doubt that the efforts to foster a “new conservative citizen” really fall under the definition of “project” and believe they are in fact an instrumental response to the problems that have recently arisen.
 
These problems were the focus of the discussion at the Expertise Round Table held at the Gorbachev Foundation and attended by social scientists, historians, and political scientists.
 
The prospects for the “project” to foster a “new conservative citizen” largely depend on the nature of the interaction between the government and society, which is in many ways complicated and conflicting. Participants in the Round Table discussion generally agreed that the ideological attitudes and preferences seen in the mass consciousness of Russians are extremely weak in their manifestations and are characteristic of very narrow population groups only. The majority of Russians are amorphous in their ideas and political beliefs.
 
In public opinion polls, people almost do not identify themselves with the more widely known political forces or ideologies like “Communism”, “liberalism”, “nationalism”, “conservatism”, or “social democracy”. In recent years, when responding to questions by social researchers people have been increasingly likely to go along with the official stance adopted by the government and promoted by the pro-government media. At the same time, the everyday behavior motivations are shaped by the goals and tasks determined by individual adaptive capacities to the realities of current Russian life.
 
Russians are as pragmatic and devoid of ideology as they can possibly be; they almost exclusively are keen to find solutions to their personal problems. All the rest – big politics, the international situation, etc. belong to the world which is “outward” for average citizens and the interest towards it is akin to the interest of a TV audience watching a football match. It is a kind of entertainment, based on distancing themselves from the observation object and often on indifference. This is largely true even of the developments in Ukraine. Therefore, even when “conservatism” is invoked in today’s Russia, it refers above all to a certain ideological and political trend represented by small socially active groups or the government’s self-described “conservative” policy.
 
The population’s weak ideological engagement can be attributable to the fact that in the last quarter of a century, Russia has seen the melt-down of as many as two dominant ideologies – the “Soviet” (“communist”) ideology and the liberal one. The collapse of the Soviet ideology was a consequence of the historical defeat of Soviet Socialism, which lost competition to the Western Capitalism, while liberalism has lost because it was used as a cover for the chaos and injustices of the 1990s to the benefit of the new ruling minority, which essentially abandoned the ideas of equality inherent in the liberal ideological tradition. Therefore today, it looks as if the government is trying to rather fill the ideological void which has opened in society with new ideological attitudes based on its own interests.

At the same time, Russian society has been increasingly showing two dividing lines which create a breeding ground for conservative attitudes deliberately promoted to the masses.
 
Firstly, a clear division has emerged between the people whose life strategies are based on state reliance and those who see themselves as self-reliant. The former are the most likely to embrace the ideas and attitudes generated by the state. In many ways the persistence of such social division within Russian society is due to the fact that the modern middle class has ultimately failed to establish itself in Russia as a social stratum with no reliance on the state for its sustenance either economically or socially. The urban middle strata, which are sometimes perceived as the middle class, mostly comprise civil officers and some professionals paid from the state budget, with their careers and life strategies fully dependent on the state.
 
Secondly, deep-rooted and aggressive rejection of foreign (above all Western) experience has persisted among different social groups and strata of Russian society since as early the Soviet era. So the wide support for instance for the “Dima Yakovlev Law” or the negative attitudes towards LGBT people are prompted by the outright rejection of “things alien”, rather than by some deeply rooted perceived values.
 
The discussion of values widespread in Russian society and of their “conservative nature” has revealed varied views. According to one view, the conservative nature of values is often interpreted too broadly. As a result, values such as family values, shared by widely different social groups and devoid of any strict ideology, get categorized as conservative ones. At the same time political values and outlook, which are usually classified as conservative ones, are in fact aimed at rebuilding certain elements and institutions of the Soviet era. In this sense they represent a restoration effort, while conservatism is not about restoring the past but rather about maintaining the status quo, keeping in full or partially the surviving institutions and relationships.
 
It was particularly emphasized that conservatism is often equated with traditionalism. The rejection of changes taking place in the modern world characteristic of contemporary Russian conservatives brings them close to radical right political and ideological movements in Europe and the United States. However, conservatism, unlike other, most wide-spread modern ideologies, does not have a clear political or ideological substance. It is always situation-specific and cannot be taken out of the specific national context. Therefore we can assume that dislike for sexual minorities, gender equality or mass migration, which represent other cultures, can not make a solid foundation for a close and lasting collaboration between Russian and foreign conservatives. Modern Western conservatism is based on the inviolability of principles such as the private property rights, division of power and political competition. In this it is fundamentally different from its Russian “counterpart”.
 
In retrospect, Russian history suggests that domestic conservatism was based on three main principles: rejection of novelties in administration of the state; interpretation of the roots of all faults and problems in the country as having a foreign origin; and a social doctrine of the Orthodox Christian Church. The Orthodox Christian tradition is unlikely to regain its full strength in the secular Russian society, which significantly hampers the promotion of conservatism in today’s Russia. Therefore some experts think that it only has an appropriate empty shell but lacks substance. In this view, the modern Russian conservatism can only be of a virtual, post-modernist nature. It is indicative that a similar picture is also true of the neo-imperialist policy traditionally linked to conservatism. In real life practice, it is not a drive to restore the empire but a kind of a simulation game.
 
Still there was also a different view expressed, according to which there can be no talk of any sustainable, established values in modern Russian society whatsoever. For values to take root in the public consciousness a link needs to exist comprising a Social Contract and the Law based on it. Only then conditions for values to crystallize are created. In fact, there was no real Contract in the post-Soviet Russia, not to speak of the legal order based on the Law accepted by everyone. In this sense, it would be more appropriate to talk of the “nihilistic” value-free attitudes firmly established in Russian society – values “take a back seat” to instrumental attitudes.
 
Some participants in the Round Table discussion expressed doubts that the current efforts to foster a “new conservative citizen” could be described as a “project”. The concept of “project” implies the existence of a certain intent, an implementation plan, and necessary resources. However, in this case, we can only talk of a situation-specific construct. And if we called it a project it would be in the post-modernist sense only.
 
There are two reasons for that. Firstly, Russian policies, both domestic and particularly foreign policies, are in many ways reactive, with the government’s decisions and actions guided by the need to respond to emerging challenges, rather than by long-term goals. In this regard, the fact that the “conservative project” is actively taking shape against the backdrop of a crisis unfolding in Ukraine is very indicative. Secondly, as mentioned before, the public consciousness is free of any lasting perceptions of values. Nevertheless, despite the clearly situation-specific nature of the “post-modernist project”, which reflects the very essence of Russian politics, similar projects will emerge from time to time in our political practice.
 
The fact is that the government’s need to strengthen its grip on society is a long-term one – there will always be new problems and challenges, and resources to stage ad-hoc responses and manipulate the public opinion are still available.
Despite differences in assessments of certain aspects of the subject, participants in the round table discussion concluded that for the government a project to foster a “new conservative citizen” has a time-bound and clearly instrumental nature. At the same time, in the short-term, the public will likely lose interest towards the themes related to the project to foster a ‘new
conservative citizen’ and shift its attention to other problems.
 
 
 
***
 
 
Participants in the round table discussion included Vasily Zharkov (the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration), Andrey Zakharov  (Russian State University for the Humanities), Grigory Kertman (the Public Opinion Foundation), Marina Krasilnikova (Levada Center), Vladimir Petukhov (Institute of Sociology, the Russian Academy of Sciences), Vladimir Rimsky (INDEM Foundation), Viktor Sheinis (Institute of World Economy and International Relations (IMEMO) of the Russian Academy of Sciences), Andrey Ryabov (IMEMO and the Gorbachev Foundation), Aleksandr Veber, Olga Zdravomyslova,  Georgy Ostroumov, Pavel Palazhchenko and Boris Slavin (the Gorbachev Foundation). 
 
Co-hosting the round table were Olga Zdravomyslova and Andrey Ryabov
 
Viktor Sheinis: “We see illusory, rather than conservative perceptions taking hold” 
   

 

 

   

 

 

   

 

 

Vladimir Rimsky:  “If we really start supporting and maintaining traditional values and social behavior norms, it would result in our country losing competition to developed and developing states”
   

 
   

   

   
 
   
 
   
   

 

 Photo by Dmitry Belanovsky / The Gorbachev Foundation


 
 
 

News

The eighth and last leader of the Soviet Union, he was the General Secretary of the Communist Party of the Soviet Union from 1985 until 1991. 10 August 2021
Archie Brown. Re-evaluation of the huge achievements of the perestroika years, as well as the failures during them and since, is an unfinished task
This article has been publushed in Russian in Rossiya v globalnoy politike journal, #3. 2021. 11 June 2021
Russian President Vladimir Putin and U.S. President Joe Biden will meet in Geneva on June 16. Former Soviet President Mikhail Gorbachev told Interfax special correspondent Vyacheslav Terekhov in an interview that the main task the two presidents will have to address is restoring strategic stability. 1 June 2021

Gorbachev in the news media

Books

Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку
15 мая 2014

«Круглый стол Экспертиза». «Проект создания "консервативного" человека для современной России: социальные реалии и перспективы». 15 мая 2014 г.

1/14

Резюме дискуссии

Бурные политические события последних месяцев, в значительной мере обусловленные кризисом на Украине, способствовали обострению идейного противостояния между «консерваторами» и «либералами». Отличительная особенность этого противостояния — его агрессивность и открытая нетерпимость.

Очевидно и то, что все более заметный в последнее время рост консервативных настроений на уровне массового сознания, в значительной мере, инициирован целенаправленной политикой власти. Она изменилась по сравнению с «нулевыми» годами, когда легитимность власти в решающей степени достигалась благодаря курсу на повышение благосостояния для большинства населения, уровня потребительских притязаний. Это была политика формирования потребительского общества, которая вместе с тем встраивала Россию в сообщество западных государств. Вплоть до избирательного цикла 2011-2012 годов российская власть с разной степенью интенсивности декларировала свой европейский выбор. Ныне ситуация кардинальным образом изменилась. Политика повышения благосостояния в сложившихся экономических условиях поставлена под вопрос. В такой обстановке в качестве основы легитимности власти может выступить лишь консерватизм в его традиционалистском варианте, при этом подаваемый как инструмент противостояния Западу и его модернистской культуре.

Из этого представления о современных реалиях рождается проект создания «нового консервативного человека». Этот человек должен быть способен пожертвовать своим благосостоянием, индивидуальным выбором ради интересов государства. Фундаментальная проблема заключается в том, готово ли российское общество к тому, чтобы стать материалом для реализации такого проекта.

Существует достаточно распространенная точка зрения, согласно которой изменения системы ценностей для большинства населения России оказались поверхностными, и ныне под воздействием многих обстоятельств, как внешнего, так и внутреннего характера, все возвращается к исходным позициям. Но даже если согласиться с тезисом об органическом отторжении большинством населения модернистских ценностей, нельзя не признать, что современное российское общество не похоже ни на общество периода сталинизма, ни на советское общество времени брежневского «застоя», оно также отличается и от постсоветского общества 90-х годов.

Это общество потребителей, не только, а может быть, и не столько в экономическом, а в социально-психологическом плане. Оно привыкло получать различные блага, не особенно задумываясь, насколько трудовой вклад адекватен этим благам. Оно привыкло к доступному «хлебу» и все еще надеется, что будут и «зрелища». Вряд ли оно готово посвятить жизнь нескольких поколений обороне «государства-крепости». И в этом смысле уместна и другая постановка вопроса о феномене современного массового консерватизма: не является ли он конъюнктурным явлением, само возникновение которого обусловлено совпадением целого ряда факторов, влияние которых ограничено временными рамками? Например, относительно устойчивым социально-экономическом положением при одновременном крахе надежд на линейный рост благосостояния в ближайшие годы и закрытии социальных лифтов для большинства населения? Поэтому у ряда исследователей и аналитиков существуют сомнения в том, что усилия по созданию «нового консервативного человека» попадают под понятие «проект» - что на самом деле, они представляют собой инструментальное реагирование на возникшие в последнее время проблемы.

Эти вопросы и стали предметом обсуждения на «Круглом столе» «Экспертиза» в Горбачев-Фонде, в котором приняли участие социологи, историки и политологи.

Перспективы проекта создания «нового консервативного человека» во многом зависят от особенностей взаимодействия между властью и обществом, которое носит сложный и противоречивый характер. Участники Круглого стола, в целом, согласились с тем, что идеологические установки и предпочтения в массовом сознании россиян выражены крайне слабо и присущи лишь очень узким группам населения. Идейно-политические представления большей части россиян носят аморфный характер.

При опросах общественного мнения люди практически не идентифицируют себя с наиболее известными политическими силами и идеологиями, такими как «коммунизм», «либерализм», «национализм», «консерватизм», «социал-демократия». В последние годы, отвечая на вопросы социологов, люди все чаще предпочитают соглашаться с официальными установками, принятыми властью и тиражируемыми провластными СМИ. При этом мотивации повседневного поведения определяются целями и задачами, обусловленными возможностями индивидуальной адаптации к реалиям современной российской жизни.

Россияне максимально прагматичны и деидеологизированы, они ориентированы почти исключительно на решение личных проблем. Все остальное — большая политика, международная ситуация относятся к «внешнему» для обычных граждан миру, интерес к которому можно сравнить с интересом телезрителей к футбольному матчу. Это своего рода развлечение, в основе которого - отстраненность от объекта наблюдения и нередко равнодушие. Сказанное относится, в большой степени, даже к событиям на Украине. Поэтому использование понятия «консерватизм» в современной России в первую очередь обозначает некое идеологическое и политическое течение, представленное небольшими социально активными группами или политику власти, которая определяется ею самой как консервативная.

Слабая идеологическая ориентированность населения может быть объяснена тем, что за последние четверть века Россия пережила крах сразу двух доминировавших идеологий — «советской» («коммунистической») и либеральной. Крах советской идеологии был обусловлен историческим поражением советского социализма в соревновании с западным капитализмом, а либерализм проиграл, поскольку служил оправданием хаосу и несправедливости 90-х годов, в угоду интересам нового правящего меньшинства, по существу отказавшегося от идей равенства, неотделимых от либеральной идейной традиции. Поэтому сегодня власть, исходя из собственных интересов, скорее всего, пытается заполнить возникший в обществе идеологический вакуум новыми идейными установками.
Вместе с тем в российском обществе отчетливо просматриваются две разделительные линии, которые создают питательную среду для целенаправленного внедрения в массовое сознание консервативных установок.

Во-первых, возник очевидный водораздел между теми, чья жизненная стратегия строится на надеждах на помощь и поддержку со стороны государства, и теми, кто рассчитывает на собственные силы. Первые проявляют наибольшую лояльность к восприятию идей и установок, исходящих от государства. Во многом устойчивость такого социального разделения российского общества обусловлена тем, что в нем так и не сложился современный средний класс как общественная страта, имеющая не зависимый от государства социально-экономический фундамент жизнедеятельности. А городские средние слои, которые иногда принимают за средний класс, представлены в основном чиновничеством и частью специалистов-бюджетников, чья карьера и жизненные стратегии полностью зависят от государства.

Во-вторых, еще с советской эпохи в различных социальных группах и слоях российского общества сохранилось глубокое и агрессивное неприятие иностранного (прежде всего, западного) опыта. Поэтому, например, широкая поддержка «закона Димы Яковлева» или негативное отношение к представителям ЛБГТ-сообщества вызваны не какими-то глубоко укорененными ценностными представлениями, а жестким неприятием «чужого».

Дискуссия о ценностях, распространенных в российском обществе, и об их «консервативности» выявиларазличные точки зрения. Так, согласно одной из них, консервативный характер ценностей зачастую трактуется излишне широко. В результате в этот ряд вписываются, например, семейные ценности, разделяемые в самых разных общественных группах и не имеющие жесткой идеологической привязки. В то же время политические ценности и ориентиры, которые обычно относят к консервативным, на самом деле обращены на реконструкцию отдельных элементов и структур советской эпохи. И в этом плане они носят реставрационный характер. Консерватизм же связан не с идеей реставрации прошлого, а с сохранением status quo, полным или частичным сохранением институтов и отношений, унаследованных современностью.

Особо подчеркивалось, что консерватизм зачастую отождествляется с традиционализмом. Свойственное современным российским консерваторам неприятие изменений в сегодняшнем мире ведет к пересечению их интересов с интересами радикальных правых политико-идеологических течений в Европе и США. Однако консерватизм, в отличие от других наиболее распространенных современных идеологий, не имеет четкого политико-идеологического содержания. Он всегда ситуационен и привязан к условиям конкретных стран. С учетом этого можно предполагать, что неприязнь к сексуальным меньшинствам, гендерному равенству или массовым миграциям, представляющим иные культуры, не может быть прочной основой для тесного и долгосрочного взаимодействия между российскими и зарубежными консерваторами. Современный западный консерватизм исходит из незыблемости таких принципов, как право частной собственности, разделение властей и политическая конкуренция. Этим он кардинально отличается от своего российского «аналога».

Ретроспективный взгляд на отечественную историю показывает, что отечественный консерватизм базировался на трех основных принципах: неприятии новаций в государственном управлении; трактовке причин всех пороков и проблем страны как имеющих внешнее происхождение; социальной доктрине православия. В российском секулярном обществе православная традиция вряд ли восстановима. Это существенно затрудняет воспроизводство консерватизма в современных условиях. Поэтому, по мнению некоторых экспертов, он имеет лишь соответствующую оболочку, но при этом лишен содержания. В соответствии с таким пониманием, современный российский консерватизм может иметь лишь виртуальный, постмодернистский характер. Симптоматично, что аналогичная картина складывается с традиционно увязываемой с консерватизмом неоимперской политикой. На практике это не деятельность по восстановлению империи, а лишь своего рода игра в такую деятельность.

Но высказывалась и иная точка зрения, согласно которой применительно к современному российскому обществу вообще нельзя говорить о каких-либо устойчивых, укорененных ценностях. Для того чтобы ценности были укоренены в общественном сознании необходимо наличие «цепочки», предполагающей общественный Договор и созданный на его основе Закон. Только после этого формируются условия для кристаллизации ценностей. В постсоветской же России не было ни настоящего Договора, ни тем более правового порядка, предполагающего наличие признаваемого всеми Закона. В этом смысле, было бы уместнее говорить о ценностном нигилизме, который имеет устойчивую традицию в российском обществе: по сравнению с инструментальными установками ценности находятся «где-то на втором плане».

Некоторыми участниками Круглого стола были высказаны сомнения в том, что нынешние усилия по формированию «нового консервативного человека» можно охарактеризовать как проект. Понятие «проект» предполагает наличие определенного замысла, плана реализации, соответствующих ресурсов. Но в данном случае речь может идти лишь о ситуативной конструкции. И если называть ее проектом, то только лишь в постмодернистском понимании.

Происходит это по двум причинам. Во-первых, российская политика, как внутренняя, так и особенно внешняя, во многом носит реактивный характер, когда решения и действия власти обусловлены не стратегиями развития, не долгосрочными целями, а необходимостью реагировать на возникающие вызовы. В этом смысле активное формирование «консервативного проекта» именно в процессе развертывания кризиса на Украине весьма симптоматично. Во-вторых, как уже отмечалось, в общественном сознании нет устойчивых ценностных представлений. Тем не менее, несмотря на очевидную ситуативность этого «постмодернистского проекта», отражающую саму суть российской политики, аналогичные проекты будут периодически возникать в нашей политической практике. Дело в том, что интерес власти в упрочении контроля над обществом носит долгосрочный характер: жизнь будет «подбрасывать» все новые и новые проблемы и вызовы, а ресурсы для ситуативного реагирования на них и манипулирования общественным мнением все еще есть.

Несмотря на различия в оценках тех или иных аспектов данной проблемы, участники «круглого стола» пришли к выводу, что для власти проект создания «нового консервативного человека» носит ограниченный по времени и отчетливо инструментальный характер. Но и общественное мнение в краткосрочной перспективе, скорее всего, будет утрачивать интерес к тематике, связанной с проектом формирования «нового консервативного человека» и переключаться на другие проблемы.

Андрей Рябов

В обсуждении участие приняли: Василий Жарков (РАНХИГС), Андрей Захаров (РГГУ), Григорий Кертман (ФОМ), Марина Красильникова (Левада-Центр), Владимир Петухов (Институт социологии РАН), Владимир Римский (Фонд "Индем"), Виктор Шейнис (ИМЭМО РАН), Андрей Рябов (ИМЭМО и Горбачев-Фонд), Александр Вебер, Ольга Здравомыслова, Георгий Остроумов, Павел Палажченко и Борис Славин (Горбачев-Фонд).

Круглый стол вели: Ольга Здравомыслова и Андрей Рябов

 

  Виктор Шейнис: «Формируется не консервативное, а иллюзорное сознание» 
   
 

Владимир Петухов: «Аутентичных консерваторов в России очень мало. А те, что есть, - это, скорее, традиционалисты (причем, советские), а не консерваторы». 

   
 

Марина Красильникова: «Люди совершенно четко выражают свою позицию - мы против чужого. Это одна из очень сильных, фундаментальных характеристик российского общества» 

   
  Григорий Кертман:«Ценности имеют значение. Но в нашей культуре они всегда
радикально недооцениваются»

 
 

 

  Владимир Римский: «Если реально поддерживать и обеспечивать традиционные ценности и нормы социального поведения, это будет приводить к отставанию нашей страны в конкуренции с развитыми и даже развивающимися странами» 
   
  Борис Славин: «Если в России произошел крах двух прежних идеологий (советской, а затем либеральной), то где гарантии, что это же не случится с нынешней консервативной идеологией?»
 
   
  Александр Вебер: «Если консерватизм подчас проявляется в воинствующих формах, то и радикальному крылу либеральной оппозиции также присущи  крайности».
   
  Василий Жарков: «В России действительно разрушено традиционное общество, но модернизации так и не произошло»
 
   
  Андрей Захаров: «Традиции, на которую мог бы опереться новоявленный консерватизм, просто нет» 
   
  Павел  Палажченко: «Консерватизм – одно из имеющих безусловное право на существование течений общественной мысли –  нынешняя российская власть пытается сделать идеологией государства, идеологией всего общества. Это, в конечном счете, обречено на провал» 
   
 

 

Фото Дмитрия Белановского / Горбачев-Фонд 


 
 
 

Новости

СМИ о М.С.Горбачеве

В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга
Дмитрий Петров — к 30-летию вручения Михаилу Сергеевичу Горбачеву Нобелевской премии мира. Газета.ру

Книги