Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Публикации в СМИ

К списку новостей
12 сентября 2019

Василий Жарков. Новый народ: как дети разрушают мир отцов

Почему одно и то же общество, десятилетием ранее переживавшее революционные преобразования, потом вдруг погружается на дно консерватизма и стагнации, а потом еще через десять лет также неожиданно наступает очередная эпоха перемен? Вряд ли метафоры из области физики, вроде маятника или приливов и отливов, дают нам исчерпывающее объяснение таких исторических процессов.
 
Американский историк Артур Шлезингер-младший, в начале 1980-х годов столкнувшись с консервативной волной в своей стране, когда на президентских выборах победил Рональд Рейган, обратил внимание, что подобный поворот происходил до этого по меньшей мере два раза в XX веке – сначала в 1920-х, а потом в 1950-х, в период маккартизма и президентства Эйзенхауэра.
 
Каждый раз приход консерваторов сменял предшествовавшие им периоды динамичного развития, связанные с президентством Теодора Рузвельта и Вудро Вильсона в первые два десятилетия века, а позднее заданные «новым курсом» Франклина Делано Рузвельта в 1930-40-е годы и на следующем цикле — «молодежной революцией», антивоенным движением и борьбой с расовой сегрегацией в 1960-х – начале 1970-х. При этом смена циклов перемен и стагнации каждый раз происходила примерно через 30 лет.
 
Предложив искать корни этих 30-летних циклов «в глубине человеческого естества», Шлезингер для их объяснения решил обратиться к теории поколений, опирающейся на труды таких столпов мировой социологической мысли, как Огюст Конт, Карл Мангейм и Хосе Ортега-и-Гассет.
 
Теория эта стала актуальной в последние два столетия, когда «с ускорением исторического процесса новые поколения стали получать новый, небывалый доселе жизненный опыт и тем самым приобретать свои особые отличительные черты».
 
Чем же отличаются друг от друга современные люди? Возраст и связанный с ним специфический опыт поколения становится если не единственным, то, во всяком случае, одним из важнейших индикаторов положения человека в обществе.
 
По мнению Шлезингера, «в основном именно жизненный опыт поколения – вот, что играет роль главной движущей силы политического цикла». Он достаточно ярко иллюстрирует это примером из актуальной для него действительности. В начале 1980-х на выборы в США пришло новое поколение родившихся в конце 1950-х, «дети поколения, сформировавшегося при Эйзенхауэре, и внуки того поколения, которое вступило в политическую жизнь в консервативные 1920-е годы». Вместе со своими родителями, а также дедушками и бабушками они дружно поддержали новую консервативную волну Рейгана.
 
На новом витке истории ситуация повторилась, когда на президентских выборах в США победил Дональд Трамп, как никто другой приверженный ценностям американских консерваторов — культу свободного рынка, идее максимизации прибыли и выживания сильнейших в противовес демократическим ценностям равенства, свободы и социальной ответственности.
 
Трамп победил в 2016 году, ровно 35 лет спустя первой победы Рейгана в 1981-м. Возможно, это означает, что оценки Ортеги-и-Гассета и Мангейма, согласно которым «политическая жизнь поколения длится примерно 30 лет», требуют некоторой корректировки в наши дни на фоне все большего увеличения продолжительности жизни.
 
В любом случае, как писал Шлезингер, «в последовательной смене поколений нет никакой арифметической неизбежности». Эти смены, происходящие циклически, вследствие естественного биологического закона – людям до сих пор свойственно стареть и умирать – «могут предвещать, но не определять облик грядущего».
 
Однако почему американский историк утверждает, что ритмы смены поколений ограничены лишь «короткими временными рамками политической жизни одной-единственной страны»?
 
Да, наверное, именно для демократических наций наиболее справедливо определение Алексиса де Токвиля, что «каждое поколение – это новый народ». Однако процессы разрушения сословных и прочих рамок «старого порядка», как и технологические революции в последние столетия имели место не только в Новом свете, но так или иначе касались всего мира. Происходили они и в России, где чуть более столетия назад начался свой эксперимент по созданию нового, не имевшего аналогов в истории общества, результатом которого стали сразу несколько поколений советских людей.
 
Часть из этих советских поколений продолжает здравствовать и действовать до сих пор, когда советский эксперимент, казалось бы, давно потерпел крах. Давно ли кстати? Через два года будет ровно 30 лет.
 
Давайте попробуем высчитать 30-летние шлезингеровские циклы в новейшей российской истории. Горбачевская перестройка началась в 1986 году, ровно через 30 лет после XX съезда КПСС, на котором Хрущев разоблачил культ личности Сталина. Отнимем еще 30 лет и получим 1926 год – период расцвета НЭПа, и вместе с тем момент, когда Сталин уже успел нанести решающие удары по оппозиции внутри партии, а вместо прежней идеи мировой революции был взят курс на «построение социализма в одной отдельно взятой стране».
 
Каждый из этих этапов был по-своему переломным, каждый раз страна переживала такие мощные перемены, что спустя десятилетие ее трудно было узнать.
 
«Коренной перелом», коллективизация и индустриализация начала 1930-х, массовое жилищное строительство, реальная урбанизация и переход к советской версии общества всеобщего благоденствия в 1960-х, наконец, рыночные реформы начала 1990-х – все это меняло облик страны и создавало новый уклад жизни, ложившийся в основу мировоззрения и жизненных установок каждого следующего поколения.
 
Поколение НЭПа было перемолото раскулачиванием и массовыми репрессиями 1930-х, из политической жизни его вытеснило надолго утвердившееся поколение строителей первых сталинских пятилеток и одновременно выживших победителей во Второй мировой войне. Это поколение, к которому принадлежали Брежнев, Суслов, Косыгин, Андропов и многие другие, вплоть до директора моей школы, старого фронтовика и депутата Моссовета.
 
Всю полноту власти это первое полностью советское поколение получило, отправив в отставку Хрущева в 1964-м и Микояна в 1965 году – последних представителей «старой гвардии» большевиков с дореволюционным стажем. Уже тогда поколению Брежнева в спину дышали «шестидесятники», именуемые также «детьми XX съезда». Хотя на самом деле они были детьми или другими родственниками раскулаченных крестьян и репрессированных Сталиным партийцев. Не в последнюю очередь поэтому задачи полного преодоления сталинизма и демократизации советской жизни стояли пунктом первым в их поколенческой повестке.
 
Однако до середины 1980-х власть в стране упорно оставалась в руках сторонников «сильной руки» из числа предшествующего поколения некогда молодых сталинистов, под конец своего долгого правления, превратившихся в дряхлых старцев, устроивших «гонку на лафетах».
 
«Шестидесятники» на фоне своих предшественников в середине 1980-х выглядели очень молодыми и здоровыми, но получили власть в довольно зрелом возрасте: Горбачев стал генсеком в 54 года, а его ровесник Ельцин в первый раз был избран президентом России в 60 лет.
 
Отказавшись от террора и лжи как главных средств, которыми на протяжении десятилетий складывалось и удерживалось советское общество, они обрекли на гибель одну из самых страшных империй в мировой истории, дав надежду на свободу миллионам, родившимся и выросшим в условиях рабства. Решительный демонтаж основных конструкций сталинского в своей основе СССР стал, пожалуй, единственным их делом. Советский эксперимент был остановлен, но его дети продолжали жить и действовать в новых условиях.
 
Уже в 1990-х о себе заявляет следующее за шестидесятниками поколение, именуемые иногда «семидесятниками» дети послевоенного бэби-бума 1950-х – начала 1960-х годов рождения. Будучи по большей части детьми строителей первых пятилеток и фронтовиков, это поколение социализировалось в благословенные своей беспросветной стабильностью 1970-е под песни Пугачевой и рассказы старших о том, какой «порядок при Сталине был». Пройдя позднесоветскую армию с ее бессмысленной жестокостью и дедовщиной, научившись врать на комсомольских собраниях и воровать в стройотрядах, они смело шагнули в новую эпоху, став главными приобретателями благ в эпоху массовой приватизации и криминальных войн, распространив коррупционный стиль управления на все области жизни российского общества.
 
На рубеже тысячелетий, предпочтя мирно уйти на покой, «шестидесятники» окончательно отдали власть следующему поколению из числа комсомольских функционеров и оперуполномоченных 1980-х, умело захвативших основные активы страны в 1990-х. Получив всю полноту власти, это новое поколение, сочетающее блатную романтику с тоской по «великой державе» времен их молодости, которую «боялись и уважали», первым делом принялось восстанавливать «вертикаль власти» и вернуло сталинский гимн.
 
Чуть позже дошло и до «подъема с колен» на международной арене — в результате многие наши соседи по планете теперь боятся «руки Москвы».
 
Так прошли еще 20 лет российской истории, мы успели уже отметить 30-летие начала перестройки. Прямо сейчас исполнилось 30 лет с момента первых свободных выборов в СССР и рождения мощного демократического движения на первом съезде народных депутатов. Через пару лет будем отмечать 30-летие победы свободы и демократии в три памятных августовских дня в Москве. Но где та свобода и та демократия теперь, вопрос, увы, риторический.
 
Меж тем в двери истории все громче стучатся новые поколения. Не скажу ничего хорошего о своем: мы, люди 1970-х годов рождения, оказались слишком юными для участия в реформах 1990-х и рискуем быть слишком старыми, когда в России наступит новая эпоха перемен.
 
Наши наивные мечты, связанные со свободой и социальной справедливостью, с идеями перестройки Горбачева 30-летней давности, уже давно расстреляны и растоптаны. Мы до сих пор так и не сумели предложить ничего своего в политике, уйдя в частную жизнь, наслаждаясь плодами общества потребления и панически избегая политического участия. Мы уныло прислуживаем приватизаторам 1990-х и восстановителям вертикали 2000-х. Так бесславно, по всей видимости, свой путь по большей части и закончим.
 
По счастью, в стране есть более молодые. Их гораздо меньше, чем хотелось бы, но они все-таки существуют. Говорят, у них больше внутренней свободы, уважения личных границ, они менее агрессивны по отношению к другим и не считают войну основным средством достижения своих целей.
 
Многие из них, хорошо, по-западному образованы, в совершенстве владеют английским и вообще очень позитивные по жизни люди. И еще — они любят Россию.
 
Однако никто пока не собирается отдавать им власть. Поколение, утвердившееся на командных высотах два десятилетия назад, не собирается уходить и подпускать к власти кого-то помимо себя самого. На сколько лет их еще хватит?
 
Газета.ру, 12.09.2019 
 
 
 

Конференции

Новости

Профессор Хорст Тельчик, известный немецкий политик, который долгое время был главным советником Федерального канцлера Гельмута Коля по внешнеполитическим делам, прислал М. С. Горбачеву письмо в ответ на полученное им от Михаила Сергеевича поздравление с 80-летием со дня рождения. Публикуем письмо Тельчика и ссылку на поздравительное письмо Горбачева. 10 июля 2020

СМИ о М.С.Горбачеве

Книги