Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Публикации в СМИ

К списку новостей
28 ноября 2016

Владимир Дворкин. Саммит СССР — США в Рейкьявике как пример для нынешних лидеров

ВЛАДИМИР ДВОРКИН

 

Двадцать лет назад, 11–12 октября 1986 года, в столице Исландии состоялись переговоры между генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом. Инициатором встречи был Горбачев, который считал, что «коллапс взаимного доверия» в отношениях двух стран можно остановить, возобновив диалог по ключевым вопросам — прежде всего по ядерной проблематике. Несмотря на то что в ходе саммита не было подписано ни одного соглашения, историческое и современное значение рейкьявикской встречи огромно. Генеральный секретарь «империи зла» и президент страны — непримиримого врага коммунистической системы, несмотря на формальный провал их встречи, открыли совершенно новый путь в отношениях двух ядерных сверхдержав.

 
Подробное изложение руководителями двух государств своих позиций дало возможность совершить невероятный прорыв в сфере взаимоотношений в ядерной области. Уже через год, в декабре 1987 года, был подписан бессрочный Договор о полной ликвидации всех ракет средней и меньшей дальности (РСМД), а в 1991 году — Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
 
Мне пришлось принять участие в подготовке текстов этих договоров на всех этапах напряженных дискуссий в так называемых «малой и большой пятерках» *. Хорошо помню, каких невероятных усилий это стоило.
 
Договор СНВ-1 потребовал особенно усиленной работы, которая длилась не менее пяти лет. Каждую страницу этого большого документа в процессе его создания сопровождали десятки сносок, в которых отразились противоположные позиции сторон. По каждой из них приходилось искать компромиссное решение. Разумеется, без политической воли на высшем уровне достичь компромиссов было бы невозможно.
 
В результате был согласован и подписан беспрецедентный договор, который до сих пор можно считать образцом в отношениях двух недавних противников. В нем было реализовано первоначальное предложение М. С. Горбачева о 50-процентном сокращении стратегических вооружений: стороны договорились о сокращении почти 12 тысяч ядерных боезарядов до 6 тысяч.
 
Система контроля за соблюдением условий договора была беспрецедентной, она и сегодня поражает воображение: около ста различных уведомлений о текущем состоянии объектов СНВ, десятки различных типов инспекций на местах, обмен телеметрической информацией с данными для ее расшифровки после каждого пуска межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) и баллистической ракеты, базирующейся на подводной лодке (БРПЛ).
 
Такая открытость в самой засекреченной сфере между недавними противниками не имеет примеров. Даже в отношениях ближайших союзников — США, Великобритании и Франции — подобного никогда не наблюдалось.
 
Несомненно, без Договора СНВ-1 не было бы и Пражского договора по СНВ, подписанного президентами РФ и США в 2010 году. Именно на основе и с использованием опыта СНВ-1 стали возможными подготовка, согласование и подписание договора в Праге. Правда, в этом документе количество ежегодных инспекций на местах в наземных, морских и авиационных базах ядерных триад сторон составляет только 18, количество уведомлений о текущем состоянии объектов — 42, а число передач телеметрических данных при пусках МБР и БРПЛ — 5.
 
В соответствии с периодическим обменом данными, предписанным Пражским договором, в настоящее время в составе стратегических ядерных сил (СЯС) России насчитывается 521 развернутый носитель с 1735 ядерными боезарядами. У США имеется 741 развернутый носитель и 1481 боезаряд. В 2018 году у сторон должно быть не более 700 развернутых носителей и не более 1550 боезарядов на них. Договор будет действовать до 2021 года.
 
Эти цифры, однако, не дают представления о реальной ситуации в отношениях между Россией и США.
 
Кризис и застой в сфере контроля за ядерными вооружениями нельзя оторвать от общего кризиса отношений России и Запада из-за событий на Украине и в Сирии. В ядерной сфере сложности начались еще раньше, практически сразу после 2011 года, когда в перезагрузке российско-американских отношений наступила пауза. По продолжительности этот кризис не знает себе равных за почти полувековой период контроля над вооружениями. Ранее после каждого нового договора стороны сразу же приступали к консультациям по дальнейшим сокращениям СНВ. После 2011 года никаких консультаций нет. И чем дальше, тем чаще высокопоставленные чиновники используют ядерную терминологию в публичных заявлениях.
 
В июне 2013 года, выступая в Берлине, президент США Барак Обама предложил России заключить новый договор, сократив стратегические вооружения сторон примерно на одну треть. В этом случае российские и американские СНВ могли быть ограничены по числу боезарядов до 1000 единиц, по развернутым носителям — до 500 единиц.
 
Очередное предложение со стороны Вашингтона о дальнейших сокращениях СНВ было сделано в январе 2016 года. Возможно, это стало реакцией на обращение к лидерам США и России известных политических деятелей и ученых, среди которых были сенатор С. Нанн, бывшие министры обороны США У. Перри и Великобритании лорд Д. Браун, академики Н. Лаверов и Р. Сагдеев, бывший посол РФ в США В. Лукин, бывший генеральный директор МАГАТЭ Х. Бликс, видный шведский дипломат Р. Экеус, известный американский общественный деятель С. Эйзенхауэр. Это обращение было подписано в результате совместной конференции Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и Инициативы по уменьшению ядерной угрозы (NTI) в Вашингтоне в начале декабря 2015 года. Известно, что оно было без промедления представлено высшему руководству двух стран.
 
На это предложение последовал достаточно резкий ответ из Москвы. Были названы причины невозможности переговоров с США:
 
 
необходимость организации многосторонних соглашений с другими ядерными государствами;
 
продолжение развертывания европейской и глобальной систем американской противоракетной обороны (ПРО);
 
потенциальная угроза разоружающего удара стратегическими неядерными средствами высокой точности по российским ядерным силам;
 
неснятая угроза милитаризации космического пространства.
 
Наконец, указывалось, что Запад во главе с США проводит откровенно враждебную санкционную политику по отношению к России в связи с ситуацией на Украине.
 
В этих условиях американская администрация со своей стороны выдвинула новое предложение — продлить на пять лет действие Пражского договора. Это предложение можно рассматривать в качестве резервного плана на случай отсутствия нового договора по СНВ. Такая возможность заложена в тексте Пражского договора. Мне представляется, что в сложившихся условиях продление договора более чем целесообразно.
 
И вот что тут особенно важно. При отсутствии договорных отношений стратегические наступательные вооружения сторон выводятся за пределы правового поля, которое позволяло сторонам в течение нескольких десятилетий надежно контролировать выполнение взаимных обязательств (по состоянию стратегических вооружений, их типажу и составу, характеристикам районов базирования, количеству развернутых носителей и боезарядов на них, количеству неразвернутых носителей). Нахождение в этом правовом поле давало также возможность видеть ближайшую перспективу. Как уже отмечалось, с 2011 года ежегодно проводится до 18 взаимных инспекций на местах в наземных, морских и авиационных базах ядерных триад сторон, передаются друг другу до 42 уведомлений по динамике объектов стратегических ядерных сил.
 
Известно, что полное отсутствие информации о состоянии вооруженных сил конфликтующих сторон обычно приводит к преувеличению количественных и качественных показателей оппонента и наращиванию собственных возможностей до состояния, которое гарантирует адекватное противодействие. А это прямой путь к неконтролируемой гонке вооружений, что особенно опасно в отношении стратегического ядерного вооружения, так как приведет к подрыву стратегической стабильности в ее изначальном понимании. В первую очередь именно поэтому целесообразно продлить договор по СНВ на пять лет — до 2026 года.
 
Однако значительно лучше было бы заключить новый договор. Это позволит сохранять устойчивый стратегический баланс при значительном сокращении затрат (в сравнении с затратами, необходимыми для поддержания уровня вооружений согласно Пражскому договору). Очевидно, что это гораздо выгоднее для России, поскольку следующий договор, как и предыдущий, СНВ-1 1991 года, и ныне действующий Пражский договор 2010-го, по существу, приводит к сокращению только ядерных сил США, позволяя России сократить затраты на поддержание договорных уровней, на разработку и модернизацию излишнего типажа ракетного вооружения.
 
Все вышесказанное говорит о целесообразности, крайней необходимости и абсолютной обоснованности решений и действий, которые должны быть приняты нынешним высшим руководством России и США. Оглядываясь на 30 лет назад, необходимо признать, что результаты саммита в Рейкьявике служат не только бесценным опытом, но и примером высочайшей ответственности лидеров двух государств, Михаила Горбачева и Рональда Рейгана, за сохранение глобальной стратегической стабильности и безопасности.
 
Такое решение и такие действия способны совершать действительно великие политические деятели. В наше время лидеров такого масштаба, к сожалению, нет. Правда, как давно уже сказал известный австрийский психиатр Вильгельм Штекель, лидер, стоящий на плечах гиганта, может видеть дальше, чем сам гигант. Он сказал, что не должен, а может. Наша задача состоит в том, чтобы помочь современным лидерам на плечах гигантов все-таки посмотреть дальше.
 
 
____________________________
 
* «Пятерка» — специально созданный орган для обсуждения проблематики советско-американских переговоров по ядерным и космическим вооружениям и подготовке соответствующих предложений. В состав «пятерки» входили представители ЦК КПСС, Министерства обороны, Министерства иностранных дел, КГБ и Военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР. «Большая пятерка» собиралась на уровне глав ведомств, «малая» — на уровне их представителей.
 
 
 
 
 
 
 

Конференции

Новости

Книга о становлении изучения общественного мнения в СССР и затем в России в сотрудничестве с американскими социологическими центрами, в частности с центрами Дж. Гэллапа, Л. Харриса вышла в издательстве КнигИздат. 23 ноября 2020
19-21 ноября 1990 г. в Париже проходило совещание глав государств и правительств 34 государств – участников СБСЕ. Открыл совещание 19 ноября Президент Франции Ф. Миттеран. Затем выступил Генеральный секретарь ООН Х. Перес де Куэльяр. Заседания продолжались под председательством канцлера ФРГ Г. Коля. 20 ноября 2020

СМИ о М.С.Горбачеве

Дмитрий Петров — к 30-летию вручения Михаилу Сергеевичу Горбачеву Нобелевской премии мира. Газета.ру
В Театре Наций прошла премьера спектакля о первом президенте СССР Российская газета, 11 октября 2020

Книги