Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Публикации в СМИ

К списку новостей
19 декабря 2013

Андрей Рябов. Россия без собственного проекта

События последних месяцев на постсоветском пространстве обозначили новые вызовы для российской политики в этом жизненно важном для нее регионе мира. И эти вызовы не сводятся ни к официальным итогам вильнюсского саммита, как бы ни были они значимы, ни к мощному политическому кризису на Украине, не достигшему еще финальной точки. За бурной текущей политической динамикой просматриваются лишь начинающие набирать силу тенденции, которые в обозримом будущем могут кардинально изменить и контуры постсоветского пространства, и характер внутриполитических процессов в расположенных на нем странах. Эти тенденции и имеет смысл своевременно оценить и понять, чтобы избежать дальнейших ошибок.

 

Исторический шанс России

После мирового финансово-экономического кризиса 2008 г., когда Евросоюзу и США стало не до новых независимых государств, образовавшихся на развалинах Советского Союза, а Китай еще только приглядывался к этому региону, Россия, казалось, получила уникальный исторический шанс для реализации своих интеграционных проектов в ближнем зарубежье. Серьезного противодействия извне региона ее планам тогда не было. А восстановление (на Украине) и укрепление в других государствах постсоветских политических режимов с их символическим сходством с социалистической эпохой — в противовес более ранним попыткам рыночно-демократического реформаторства — в условиях кризиса позитивно воспринималось значительными слоями населения как некая гарантия, что хуже уже не будет. Считалось также, что глобальные игроки вернутся к активным действиям на постсоветском пространстве не скоро — слишком тяжелым оказался груз проблем, с которыми им пришлось столкнуться.

Прошло всего лишь пять лет, и Россия, несмотря на определенные успехи в реализации своих интеграционных проектов таможенного и евразийского союзов, рискует вскоре оказаться в ситуации, подобной знаменитому нансеновскому кораблю «Фрам», корпус которого был построен так, что сдавливавшие его с разных бортов полярные льды в конечном итоге выжимали судно на поверхность. Но то, что было хорошо для «Фрама» (он таким образом прокладывал себе путь через льды), далеко не очевидно, что будет хорошо и для России.

 

Модернизационные проекты вокруг

На востоке новым руководством Китая был предложен мегапроект возрождения Великого шелкового пути, который по своей природе означает не что иное, как масштабную программу социально-экономической и технико-технологической модернизации для государств Среднеазиатского региона. В отличие от него продвигаемый Евросоюзом проект «Восточного партнерства» не обещает быстрых экономических улучшений для участвующих в нем стран и по большому счету не содержит в себе стратегии развития. Цели этого проекта для Евросоюза по преимуществу политические: стабилизировать ситуацию на своих восточных границах и дать понять «трудно прогнозируемой» России, что укрепление ее влияния в европейской части постсоветского пространства нежелательно. В этом контексте подписание Грузией и Молдавией соглашений об ассоциации с ЕС, скорее, лишь зафиксировало цивилизационный выбор этих государств на политико-символическом уровне, их намерение начать движение на долгом пути интеграции в Европу.

 

Без собственного проекта

Таким образом, Россия сталкивается с двумя модернизационными проектами на постсоветском пространстве — одним на востоке, другим на западе, не имея при этом своего собственного, поскольку российские интеграционные проекты, увы, не воспринимаются как модернизационные. Страны с однотипными экономиками — Россия, Казахстан и Белоруссия, по существу, создают защитные союзы, ориентированные на взаимную поддержку друг друга. «Обычные» граждане от упрощения таможенных процедур, унификации хозяйственного законодательства пока ничего не почувствовали.

Для Москвы столкновение с двумя модернизационными проектами — это очевидный вызов, если не сегодняшний, то непременно завтрашний. И российские власти не должна убаюкивать сдержанно-позитивная реакция элит среднеазиатских стран на «Великий шелковый путь». В любой момент события могут начать развиваться стремительно, как это случилось на западе. И если в Грузии продвижение к парафированию соглашения об ассоциации с ЕС прошло совершенно спокойно, в Молдавии — чуть менее спокойно из-за попыток партии коммунистов как-то этому помешать, то на Украине оно вызвало настоящую политическую бурю.

Что касается первых двух стран, то здесь все понятно: в них не первый год у власти находятся прозападно ориентированные элиты, население Молдавии давно считает себя европейцами, у жителей Грузии европейская идентичность усилилась под влиянием драмы августа 2008 г.

Но на Украине всего этого не было. С 2010 г. страной правит типичная по своей ментальности и управленческим навыкам постсоветская элита, а население расколото по приверженности к различным внешнеполитическим ориентирам — между Россией и Евросоюзом. Почему же стремление правящей верхушки, с самого начала рассматривавшей соглашение с ЕС сугубо утилитарно в качестве институционального противовеса влиянию Москвы, в последний момент спрыгнуть с подножки уже двинувшегося с места поезда под влиянием неожиданно усложнившихся экономических проблем вызвало такую бурю протестов? Ведь Евросоюз уже далеко не тот, каким выглядел в глазах участников майдана в ноябре 2004 г. И у всех в глазах еще не закончившийся тяжелейший экономический кризис в Греции, Испании и Португалии. Да и сейчас ЕС в отличие от докризисных времен, когда в него с надеждами на скорейшее экономическое чудо вступали страны Центральной и Восточной Европы, уже никому не обещает молочных рек и кисельных берегов.

 

То, что не покупается за деньги

А дело в том, что большинством участников евромайдана руководит не стремление добиться быстрого роста благосостояния — в мифы об этом уже никто не верит. Но многие люди устали от жизни в условиях постсоветской реальности с ее коррупцией, чиновничьим произволом и бесправием. Поэтому и выбирают в качестве ориентира другое социальное устройство, с иными институтами, другими ценностями и политическими порядками. Когда политика выходит на уровень таких проблем, то попытки привлечь партнера на свою сторону с помощью дисконта цены на газ оказываются недостаточными. То, что действует в условиях постсоветской стагнации, при которой все решают интересы нескольких узких верхушечных групп, перестает работать в периоды исторических переломов, когда в политику вовлекаются значительные массы народа.

С помощью экономических преференций можно добиться того, чтобы развитие в нежелательном направлении было остановлено. Но это будет лишь временным успехом. Когда драйвером политического процесса становится отторжение на ценностном уровне определенных социально-политических порядков, то продвижение можно замедлить, но остановить — вряд ли. Тем более в эпоху глобализации, в условиях которой любой социальный опыт моментально становится достоянием миллионов жителей других стран, особенно когда в этих странах существуют такие же проблемы и, как на пространстве бывшего СССР, накопилось недовольство постсоветскими порядками. Поэтому у России, думается, есть единственный шанс адекватно ответить на вызовы на постсоветском пространстве, не повторяя траекторию «Фрама». Не воспринимать арьергардные бои за ускользающие реалии в качестве главной задачи своей политики, а пытаться создать собственную общественную модель, конкурентную и потому привлекательную как с точки зрения социальной комфортности для большинства населения, так и с точки зрения целей общественного развития.

Автор — политолог, эксперт «Горбачев-Фонда» 

Ведомости, 10.12.2013

 
 
 

Конференции

Новости

Книга о становлении изучения общественного мнения в СССР и затем в России в сотрудничестве с американскими социологическими центрами, в частности с центрами Дж. Гэллапа, Л. Харриса вышла в издательстве КнигИздат. 23 ноября 2020
19-21 ноября 1990 г. в Париже проходило совещание глав государств и правительств 34 государств – участников СБСЕ. Открыл совещание 19 ноября Президент Франции Ф. Миттеран. Затем выступил Генеральный секретарь ООН Х. Перес де Куэльяр. Заседания продолжались под председательством канцлера ФРГ Г. Коля. 20 ноября 2020

СМИ о М.С.Горбачеве

Дмитрий Петров — к 30-летию вручения Михаилу Сергеевичу Горбачеву Нобелевской премии мира. Газета.ру
В Театре Наций прошла премьера спектакля о первом президенте СССР Российская газета, 11 октября 2020

Книги