Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Новости

К списку новостей
16 ноября 2022

Избранные речи и выступления М.С. Горбачева

1/11

К 75-летию журнала «Тайм».
3 марта 1998 г.
 

Добрый вечер!
Уважаемый господин президент и госпожа Клинтон!

Уважаемые дамы и господа!

    Не так часто собираются вместе столько знаменитых людей. Но событие – 75-летие журнала «Тайм» - заслуживает этого. Видимо, это одна из функций «Тайма» - объединять, собирать людей.
    Мне вдруг пришло в голову: сколько уже лет мы собирались с г-ном Клинтоном встретиться. Не получалось, но вот опять – «Тайм» помог.
    Свои первые слова я адресую всем сотрудникам журнала, его руководству, Джеральду Левину, моим давним друзьям Генри Мюллеру, Уолтеру Айзексону. Примите мои поздравления по случаю юбилея.
    Сегодня «Тайм» - один из лидеров мировой прессы. Быть в лидерах – не только приятная, но и очень ответственная миссия. Это огромный труд и поиск, это и мужество держать удар в посредничестве между властью и обществом, между государствами.
    Ваш журнал оправдал свое название. Он не только отражает и осмысливает наш великий и трагический век, но и стремится направить его движение, предвидеть ход событий, предупреждает о последствиях, тем и причастен к лидерству.
    У меня лично с журналом «Тайм» свои отношения, которые объясняют и мой приезд на это тожество – прямо из Берлина, где вчера вечером я участвовал в уникальном совместном форуме бундестага и кнессета по случаю 50-летия Государства Израиль.
    В связи с вашим юбилеем мне припомнился случай, когда на 70-летии одного из членов Политбюро юбиляр в присутствии Леонида Брежнева заявил, что 70 лет – средний возраст. Это «открытие» тогда произвело сильное впечатление на наших граждан. Они обдумывали: что бы это значило? Оставлю эту тему.
    Очевидно, с учетом новейших исследований по продлению жизни человека можно считать, что в свои 75 лет «Тайм» вступил в пору зрелости. А это значит, что мы вправе рассчитывать на ваши новые достижения.
    Дамы и господа!
    Я уже начал говорить о лидерстве. И хочу продолжить эту тему: дискуссии о лидерстве идут везде, в каком бы уголке мира вы ни оказались. Повсюду говорят о дефиците лидерства.
    Дело, конечно, не в том, что нынешние политики хуже предшественников. Скорее, в том, что политика не поспевает за набравшими огромную скорость изменениями. И потребность в адекватном лидерстве в новую постконфронтационную эпоху становится все настоятельней.
    Но какого лидерства ждут люди? От этого ведь зависит, сумеет ли человечество достойно встретить вызовы эпохи, которая обещает быть совсем не похожей на все, что было до сих пор. Ответа мы не получим, если не усвоим уроков уходящего столетия.
    Это суровые уроки. Среди лидеров, выдвинутых ХХ веком, были герои и злодеи, были очень спорные фигуры. Лидеры увлекали за собой миллионы людей. Но лидерство оказывалось способным не только творить добро, но и зло.
    Одно дело Махатма Ганди, который хотел освободить свой народ с помощью ненасильственного сопротивления и тем самым предотвратить кровавую развязку. Пример Ганди вдохновляет и сегодня. Он зовет к поискам ненасильственных путей перемен.
    Как ни тяжело говорить, но лидером оказался и Гитлер. Это пример самого циничного лидерства, замешанного на расовой и идеологической ненависти, виновного в величайших преступлениях против человечества.
    В случае с Лениным мировое сообщество имеет дело с политиком, возглавившим великую революцию. Это была грандиозная попытка не только выразить чаяния людей, измученных войной и хаосом, но и создать – по утопической, как оказалось, модели с использованием силы – общество социальной справедливости. Начатое им беспрецедентное дело перевернуло всю историю России, оказало огромное воздействие на все развитие ХХ века.
    Франклин Рузвельт – великий лидер Америки, без которого она не стала бы тем, чем она стала. В России он почитаем не меньше, наверно, чем у себя на родине. В прошлом это было связано главным образом с его выдающейся ролью в антигитлеровской коалиции. Теперь высоко оценивается его «Новый курс».
    В этой связи позволю себе сделать такое допущение: не были ли НЭП Ленина и «Новый курс» Рузвельта первой попыткой конвергенции – поиском сочетания плана и рынка, общих и частных интересов, равенства и свободы, коллективизма и индивидуализма?
    Я мог бы далее назвать имена Сталина, Черчилля, Мао Цзэдуна, Неру. Нельсона Манделы, Фиделя Кастро…
    О каждом из них история скажет свое слово, каждому воздаст по заслугам. Поэтому не буду сейчас разбираться во всех их противоречиях, сложностях, заслугах, ошибках и преступлениях.
    Наши нынешние знания, историческая дистанция позволяют совершенно определенно и ответственно говорить о том, что лидерство в ХХ веке слишком часто реализовало себя через насилие, обман, пропаганду или основывалось на мессианских претензиях, навязывании другим своих взглядов и порядков. Многие лидеры в достижении поставленных целей не останавливались перед ценой, которую платили миллионы и миллионы людей, объясняя такие методы и такую политику несовершенством мира, ни на йоту не сомневаясь в своих действиях. В значительной мере в этом корни жестокости века.
    Тем важнее примеры благотворного лидерства. Объединенное лидерство оказало величайшую услугу человечеству: первый раз – во время Второй мировой войны и второй – в целях прекращения «холодной войны» и ядерной конфронтации. Оно может стать прообразом лидерства ХХI века. Претензии на монопольное лидерство, силовое давление будут – это видно уже сейчас – отвергнуты.
    Наш век преподнес и еще один бесценный урок: успех лидеров, сделавших ставку на демократию, поражение диктаторских режимов.
    Сегодняшним политикам приходится иметь дело с невероятно усложнившимся миром, с труднейшими в своей новизне проблемами. Глобализация придает миру качественно новое состояние взаимосвязанности и взаимозависимости, а экологический императив диктует необходимость перехода к совсем иной парадигме бытия человечества.
    К сожалению, немало политиков просто плывут по течению или пользуются старыми идеями, вернее, стереотипами, прибегают к прежним методам, в том числе очень часто прибегают к применению силы.
    Мир нуждается в лидерстве нового типа!
    Что я имею в виду? Один из главных уроков ХХ века – история не фатальна. Мы не должны, не имеет права поддаваться фаталистическим настроениям. Человек не беспомощен перед лицом будущего.
    Наш общий опыт прекращения «холодной войны» достаточно убедительно показал, что даже в крайне острой ситуации прорыв к новой политике возможен.
    Нет нужды говорить, что переход в новое качество, на более высокую ступень развития не может быть безболезненным. С надеждой вглядываясь в будущее, ожидая многих благ от становления целостного мира, каждый народ в то же время опасается утратить свою идентичность, раствориться в общей стандартизированной массе. Я вижу вызов лидерству в том, чтобы откликнуться на национальные чаяния людей и в то же время не допустить скатывания к национальному экстремизму.

    Основой эффективного мирового порядка может быть теперь только диалог и сотрудничество больших и малых государств при том понимании, что на больших лежит и бòльшая ответственность.
    От новых лидеров потребуется, следовательно, быть не менеджерами сложившейся системы, а открывателями и создателями новой. Им придется быть смелыми реформаторами, умеющими увязывать национальные интересы с глобальными. В противном случае мы все окажемся в хаосе революционных взрывов и иррационального насилия.
    Уроки ХХ века властно требуют соединения политики и морали.
    Возьмем ли ядерную угрозу, перенаселение планеты, перспективы экологической катастрофы, продовольственный кризис, проблему ресурсов, экономические и этнические противоречия и т.д. - ни одна из этих проблем уже не разрешима, если не считаться с уникальной ценностью человеческой жизни, а значит – с моралью.
    Выживание рода человеческого мыслимо лишь в перспективе нового гуманизма.
    В 2000 году у нас в России и в Соединенных Штатах Америки должны избираться президенты. На этот же високосный год приходятся выборы в других странах. И, думаю, не будет преувеличением ожидание прихода новой генерации лидеров. Им поневоле придется быть другими, чем их предшественники.
    Им предстоит все задачи подчинить главной – навсегда исключить силовую геополитику и угрозу войны. Глобализация создает объективные предпосылки для этого. Отсюда и императив для всех нас, выбирающих своих лидеров, - понять веления эпохи и выдвигать из своей среды политических и духовных лидеров соответствующего калибра.
    Лидеров, которые сумели бы, оставаясь национальными деятелями, мыслить и действовать в полную меру интернациональной ответственности.
    Лидеров, которые, заботясь о благе своих соотечественников, сострадали бы всему человечеству.
    Лидеров, которые, принадлежа к одному из многих народов, возвышаются до понимания чаяний и надежд людей в других странах, живущих по своим законам и верованиям.
    Таковы мои представления о современном и будущем лидерстве. Если же сопоставить с ними нынешнюю реальную политику, то обнаружится дистанция огромного размера. Вот в чем проблема. Это и есть дефицит лидерства.
    В контексте сказанного желаю «Тайму» и впредь быть лидером. А всем, кто каждодневно творит этот замечательный журнал, - новых успехов в освещении проблем современного мира, в поиске ответов на вызовы глобального будущего.
 

Видео

 
 
 

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги