Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Рыжков В.А.

 

Мне кажется, Егор Тимурович Гайдар сформулировал очень хорошо проблему, которую мы сегодня обсуждаем. Недели 3-4 назад была конференция о российской модернизации, и Егор Тимурович, который обычно академически изъясняется, в этот раз выдал афоризм в стиле Виктора Степановича. Он обозначил важную проблему текущего развития России: «Реформа есть, а счастья нет». Мне кажется, что действительно наши либералы, которые в 90-е годы верили, что достаточно принять 5-6 хороших законов и экономика начнет расти, а капиталы придут и не будут убегать, осознали наивность этих представлений. Потому что столько реформ и структурных законов, которые мы в Думе приняли за последние 2 года, мы не принимали лет 8. И что? Третий год подряд темпы экономического роста неуклонно падают, отток капитала вдвое превышает тот, который был при Ельцине. В 2001 году объем иностранных инвестиций упал на 10 процентов. Недовольство населения, как отмечается  во всех социологических опросах, когда речь заходит о конкретной жизни - о коммунальных платежах, о лекарствах, о ценах на хлеб, на образование - растет. И фокус-группы показывают такую картину, я ссылаюсь здесь на Центр политических технологий, что народ сейчас говорит так: «Всех долой, Путина оставить!». Но от позиции «всех долой, а Путина оставить», до позиции просто «всех долой» уже один шаг. Я еще один афоризм приведу уже другого политического деятеля – Рональда Рейгана, который в своей инаугурационной речи в январе 1981 года сказал следующее: «Государство не есть решение наших проблем, государство само проблема». Мне кажется, что Путин этого не понимает до сих пор. Он не понимает, что главным фактором торможения, разложения и кризиса в стране является то самое государство, которое он два года титанически пытается укрепить. И это начинают понимать многие.

 

Вот недавно Игорь Юргенс выступал на ассамблее СВОП и сказал о том, что главным фактором торможения экономического роста является неэффективная, коррумпированная, неподконтрольная обществу и неподконтрольная политическим механизмам государственная машина. Это же очевидно. А что делает Путин? Здесь сказали, что семь федеральных округов на время остановили произвол. Ничего подобного, сумма произвола просто выросла. Что мы видим сейчас в Ингушетии? В Ингушетии был произвол со стороны Аушева. Что к нему добавилось? Произвол со стороны Казанцева. Значит, выросла просто сумма бюрократического произвола и ничего больше. Притом, что именно при Путине губернаторы получили право избираться 3-й и 4-й раз. Это означает, что степень авторитаризации региональных режимов при Путине только возросла. Кто сказал, что кто-то где-то навел порядок?

 

Вообще, как мне кажется, кризис Путина сейчас связан с тем, что многие угрозы, с которыми он боролся, оказались ложными. А реальные угрозы, которые стоят перед страной, им не осознаны до сих пор. Например, говорилось два года о том, что законы региональные противоречат федеральным. И для борьбы с этим «злом» были брошены огромные силы. Но это вообще была не крупная проблема. Эту проблему можно было решить просто приказом по Минюсту за полгода без всяких семи федеральных округов. Или, например, говорили: угроза – Совет Федерации. А оказалось наоборот. Сейчас разорвана связь между федеральным центром и губернаторами. И единственный способ губернаторам сейчас докричаться до президента, когда уже все вокруг горит - это раз в квартал или в месяц прорваться на президиум Госсовета и хоть что-то успеть выкрикнуть, пока президент не ушел на встречу с очередным иностранным лидером.

 

Я вчера звонил в свой регион (Алтайский край), Михаил Сергеевич был даже у нас депутатом одно время, он хорошо знает регион. Что говорит Суриков Александр Александрович? В мае он не сможет платить заработную плату бюджетникам. Почему? Потому что федеральный центр принял решение с 1 декабря поднять заработную плату бюджетников на 60 процентов. В итоге доля платежей в краевом бюджете Алтайского края на выплату заработной платы выросла с 37 до 57 процентов. В мае начинается компания по подготовке к зиме. Алтайскому краю для того, чтобы подготовиться к следующему зимнему сезону, а это Сибирь (хоть западная или южная), необходимо 3,5 миллиарда рублей. Для того, чтобы Суриков заплатил 3,5 миллиарда рублей, он должен накопить двухмесячный долг по заработной плате. Никакой практической альтернативы у него нет. Потому что за последние два года (вы все прекрасно это знаете) в федеральный бюджет изъято огромное количество региональных и местных денег. Сейчас федеральный бюджет – это уже 63 процента консолидированного дохода страны, а на регионы и местное самоуправление оставлено 37 процентов. При Борисе Николаевиче, которого многие ругают, было 50 на 50, что позволяло регионам и зарплату платить, и к зиме готовиться. Сейчас у них выбор – или зарплата, или зима. И вот 23-го апреля, когда будет президиум Госсовета, все, кто туда прорвутся, будут говорить не о земельном кодексе, который стоит в повестке, а больше о том, что в мае зарплату платить нечем. Но одновременно с этим обещано повышение зарплаты военным, а вы понимаете, сколько у нас военных и сколько нужно денег. И в итоге получается, что бюджеты-то все дефицитные - и федеральный дефицитный, и региональные дефицитные. И эта централизация в итоге бьет по самому президенту. А нынешний Совет Федерации в том виде, в каком он есть, - это вообще непонятно что. Обратная связь с регионами разорвана. Так что ни возьми – семь округов, реформа Совета Федерации, партийная реформа, бюджетная реформа - сплошные ошибки. И в этом отношении, как мне кажется, идея укрупнения регионов, которая сейчас есть, это будет еще одна крупная ошибка, потому что кроме, как к хаосу, она ни к чему не приведет.

 

Дальше. Говорят - судебная реформа. Извините, какая судебная реформа, взгляните, что делается в Ингушетии? Правоохранительная система выступает как погромщик по отношению к Амирханову. При чем здесь законы, которые приняла Дума? Проблема в имплементации этих законов. Если при Ельцине все-таки не звонили каждый день в Конституционный Суд и не принуждали к каким-то решениям, то сейчас все чаще звонят и принуждают. Значит дело не столько в законодательной базе, не в том, что мы какие-то законы принимаем или нет (да мы еще 100 штук примем), а в том, какие импульсы идут от политического руководства, какая практика складывается по их исполнению.

 

Что еще произошло в регионах, например? Говорили, плохо, что федеральные службы фактически подчиняются губернаторам. И это называлось в качестве угрозы. Так я вам докладываю, что сейчас еще хуже стало. Их сейчас действительно вывели из-под губернаторов, но в результате они вообще стали никому неподконтрольны. Потому что министр в Москве, до него не дотянешься, а губернатор ничего с ним сделать не может. И они сейчас просто занимаются тем же тоскливым вымогательством, в том числе неисполнением законов. Например, Дума приняла закон об ограничении числа проверок, а они как проверяли, так и проверяют, а концов не найдешь, потому что губернатор говорит, что «я ничего с ними сделать не могу – у нас вертикаль». А до Москвы, не докричишься. И в итоге –  бессмысленная централизация привела к тому, что качество управления страной только ухудшилось, коррупция растет, произвол бюрократии только вырос за это время. Поэтому я с удивлением Бориса Макаренко читаю, когда он пишет о том, что общий итог позитивный - не уверен, что во многом позитивный. Многие угрозы названы неправильно, и многие реакции неадекватны, а проблемы на самом деле реальные, об одной из которых сейчас говорилось, неосознанны, и не решаются. Для меня это очевидно.

 

Последнее, что я хочу сказать, - что же дальше? Мне кажется, что Путин в кризисе и идейном, и организационном, и командном. И сам факт, что уже середина апреля, а мы, лояльная Его величеству Государственная Дума, еще не получили никаких указаний о том, что делать дальше. Это, на мой взгляд, симптом тревожный для Путина. Ему действительно, видимо, трудно что-то сказать.

 

Единственным субъектом модернизации может быть многомиллионный российский народ. И если его слабые общественные институты уничтожаются, отстраняются или подавляются – такие как парламент, политические партии, местное самоуправление, федерализм, свобода слова – в этих условиях модернизация становится невозможной. Поэтому, я хочу повторить то, что говорил Владимир Лысенко, мы с ним единомышленники, нужна глубокая политическая реформа, усиление парламента, роли партий, децентрализация, усиление местного самоуправления, приватизация всех общенациональных государственных телеканалов, то есть сознательное усилие государства по либерализации политической системы и по самоограничению центра власти в лице президента и его администрации. Путь укрепления бюрократического государства, по которому идет Путин, тупиковый. Это путь в никуда. Таким способом и руками такого государства модернизировать Россию невозможно. И сегодня, по-моему, это становится все более очевидным, и экономика это подтверждает. И деньги будут бежать, и инвестиций не будет, и коррупция будет расцветать, и неэффективность, и невыплата заработной платы – это то, что уже сегодня у нас на пороге. Мне кажется, что этот кризис закономерен. Сама стратегия была избрана неверно. Я не согласен с Виталием Товиевичем Третьяковым, когда он говорит, что нет альтернативы. Она есть, она очевидна. И этому тупиковому варианту, абсолютно ясно, есть альтернатива. А то, что никого не видно, так что вы хотите, если есть негласный список, кого пускать, а кого не пускать на основные каналы. Потому и не видно, что управляемая демократия, потому что такой режим. И не увидят, но не увидят до тех пор, пока не только в Воронеже 30 тысяч выйдут на улицы, а еще и в остальных городах, когда перестанут зарплату платить. А губернаторы ведь умные, они расскажут народу, почему они не могут платить зарплату, и расскажут очень ясно и внятно, и расскажут уже через месяц.

 

Горбачев М.С. У тебя растерянности не больше, чем у Путина?

 

Рыжков В.А. Нет, у меня наоборот. Я просто вижу то, что мы с Алексеем Михайловичем Салминым писали два года назад в своих статьях, свершается, к сожалению.

 

Голос. Володя, убирать государство, когда есть гражданское, корпоративное общество, традиции церкви, а когда нет ничего, убирать государство, это будет полный хаос и ничего от этой России не будет. Ноль будет.


 
 
 

Новости

Выступление М.С. Горбачева на Всемирном конгрессе по Информационным технологиям в Университете Мэйсона. Вашингтон, 23 июня 1998 года 20 мая 2024
Вышел из печати майский (№9) номер журнала «Горби»
Главная тема номера – «Освобождение политических». 14 мая 2024
Нельзя забывать
В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на четвертом блоке Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая катастрофой не только национального, а мирового масштаба. 26 апреля 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги