Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Степанянц М.Т.

Я собиралась сначала говорить по поводу доклада Игоря Васильевича и высказать некоторые свои замечания. Но Вадим Михайлович с его темпераментом и удивительной способностью выдвигать интересные, оригинальные идеи совершенно сбивает с толку и заставляет переключаться на то, о чем говорил он. Поэтому сначала откликнусь на то, о чем говорил он, хотя, возможно, это будет отклик слишком непосредственный, поэтому недостаточно продуманный.
То, о чем он говорил, я никогда не слышала, хотя и участвовала во многих дискуссиях по поводу диалога цивилизаций и культур. Мне показалось это очень интересным, потому что на самом деле, я думаю, диалог действительно возможен только в том случае, когда его субъектами являются индивиды, свободные личности.
Разговоры насчет диалога цивилизаций, этносов, наций, государств чаще всего являют собой манипуляции, обман. В них постоянно присутствует монологичность, желание навязать другой стороне свои позиции и т.д. Индивид – это действительно свободный субъект цивилизационного диалога. Однако здесь, пожалуй, заканчивается мое согласие с Вадимом Михайловичем. Потому что его европоцентризм, западноцентризм, воспитанность в духе западной культуры (которая совершенно понятна) заслоняют ему реалии другого, незападного мира.
Дело в том, что хотя традиционные общества принято считать деспотичными, закрытыми, несвободными, в них все же всегда были и есть индивиды, и индивиды достаточно свободные.
Обращусь хотя бы к тому «осевому времени», о котором уже здесь говорили. Возьму пример Индии. Что такое «осевое время» для Индии? Это период брожения умов, постоянных диалогов, диспутов, межцивилизационных дискурсов между представителями вовсе не одной культуры, а представителей, по крайней мере, трех культур – брахманизма с его совершенно особым видением мира, в основе которого была, конечно, кастовая система буддизма, джайнизма. Не говоря уже о том, что были и локаятики-чарваки, материалисты, которых можно считать «провокаторами». Кажется, что они ни о чем не договорились. Однако на самом деле они все-таки о чем-то договорились, ибо сохранили Индию как единую цивилизацию, достигнув некоторой ассимиляции и смешения идей.
Далее берем мусульманский мир. Я не считаю, что период раннего ислама и средневековья, по крайней мере, до ХII-ХIII веков, был периодом исключительной монологичности. Наоборот, то был постоянный диалог, причем с несколькими цивилизациями, прежде всего с античностью, затем с зараостризмом, с христианством и иудейством. Сказать, что указанный диалог был безрезультатным, тоже было бы неправильно. Ведь в результате возник интереснейший синтез, появилось совершенно новое мировидение.
Думаю, Вадим Михайлович прав, что субъектом диалога является свободный индивид, но я бы не ограничивала эту свободную индивидуальность только западным миром. Я ничего не могу сказать про Африку, я ее не знаю. Мало что могу сказать и про Китай. Хотя, если взять отношения конфуцианства, буддизма и даосизма, то между ними тоже шел диалог. В результате возникло то, что называется ныне неоконфуцианством или «китайской традицией».
Теперь насчет того, что можно называть диалогом. Конечно, доклад Игоря Васильевича надо было бы поставить вначале. Совместные проекты начинаются с того, что собираются люди, заинтересованные в обсуждении какой-то темы, но им еще предстоит договориться о том, чтó они имеют в виду и какими словами, понятиями и терминами будут пользоваться. Доклад Игоря Васильевича как раз эту задачу и пытается решить. Я думаю, что он провел очень большую и интересную работу и предложил много интересного. Тем не менее, у меня все-таки возникает много вопросов, которые, может быть, в дальнейшем будут им уточнены (необязательно сегодня) или продуманы нами самими.
Но прежде чем говорить о докладе, я бы хотела откликнуться на заставку, сделанную Валентином Ивановичем.
Мне кажется, что ты, Валентин, вообще представил диалог как-то уж очень расширительно. Я не думаю, что Израиль и Палестина или иракская проблема вообще относятся к теме диалога. Это никакой не диалог, а всего лишь процесс политических переговоров. И только. Ни о каких ценностных моментах в них речи нет. Есть проблемы, определяющиеся исключительно экономическими, социально-политическими мотивами и которые могут решаться только через переговорный процесс.
Толстых В.И. Тогда скажите, что такое диалог, чтобы я знал?
Степанянц М.Т. Я пока не могу сказать. Может быть, сформулирую это позже.
Толстых В.И. Проблема первая – незнание или познание истины. Это исходное слово. В примерах, которые ты только что привела, каждый был уверен, что он обладает истиной, но диалог тем не менее состоялся.
Степанянц М.Т. Но, например, джаймы, участвуя в диалоге, всегда выдвигали знаменитый методологический принцип съядвада, утверждающий, что ни одно высказывание о предмете не является абсолютно истинным или абсолютно ложным, ибо всякая истина конкретна.
Толстых В.И. Есть знаменитая фраза: всё знают только все.
Степанянц М.Г. Теперь насчет доклада. Я согласна с разведением узкого и широкого понятия диалога. Но вот пункт второй. Что это такое: «из религий сам собой возникает дух (правда) целого?»
Следзевский И.В. Знаете, тут опечатка. Из разговора.
Степанянц М.Т. Из разговора? Тоже странно.
Далее. Пункт четвертый: «Диалог культур не может противопоставляться их конфликту». Это то, что вы сегодня повторили. Тут я вас не понимаю, потому что все-таки конфликт и диалог – две оппозиции.
Толстых В.И. Кстати, Тимофеев резко выступил против этого в прошлый раз.
Степанянц М.Т. Теперь пункт пятый, очень важный для всех нас. Мы все время говорим о современной цивилизации и цивилизациях традиционных. А что такое вообще современная цивилизация? Вы говорите: самосознание, базовые ценности современной цивилизации. Что это такое?
Принято говорить, что для современной цивилизации (как Вадим Михайлович считает) характерны свобода личности, свобода выбора, демократия, рыночная экономика, но ведь есть и совершенно другие определения?!
Толстых В.И. Вячеслав Семенович Степин говорил на первом заседании, что существуют два основных типа – это техногенная цивилизация или мироустройство и традиционное общество. У каждого из них своя система ценностей.
Степанянц М.Т. Я и спрашиваю, какая именно.
Неклесса А.И. Как я понимаю, есть цивилизация Нового времени, цивилизация модерная. Это одно понимание современного мира. А другое понимание современного мира – это просто наличествующий конъюнктурный статус. То есть современность как современное положение вещей. В русском языке это различие, к сожалению, стирается, отсутствует, а в английском оно есть.
Степанянц М.Т. Вопрос и недоумение остаются. Когда вы говорите, что главную роль в диалоге играют цивилизационное самосознание, сопряженные цивилизационные (базовые) ценности, возникает вопрос: хорошо, а каково цивилизационное самосознание современной цивилизации и каковы базовые ценности этой цивилизации?
В.С.Степин говорил о техногенном характере цивилизации как ее основной характеристике. У него просто такой подход. А у вас нет «современной», вы просто говорите: «Главную роль в нем (диалоге) играют цивилизационное самосознание и цивилизационные (базовые) ценности». Поскольку мы ведем разговор в настоящее время о диалоге между цивилизациями, имея в виду то современную цивилизацию, то цивилизацию «восточную», мы должны для себя самих уяснить, что это за цивилизация, в которой мы живем, к которой мы себя причисляем?
Толстых В.И. Правильно.
Степанянц М.Т. Меня, например, все больше и больше разочаровывают и убеждают в иллюзорности ценности так называемой современной цивилизации, когда говорят, что ими являются свобода личности, демократия и т.д. Последние международные события говорят о том, что указанные ценности на самом деле, в общем-то, не очень-то ценностны. Позволю себе поделиться впечатлением от буквально вчера прочитанного текста Мишеля Уэльбека. (Вы знаете, что это современный и чрезвычайно модный во Франции писатель). Он дает следующее понятие современной цивилизации: «Цивилизация, при которой вся совокупность человеческих взаимоотношений, а равным образом и вся совокупность отношений человека с миром, подчинены подсчету, учитывающему такие категории, как внешняя привлекательность, новизна, соотношение цены и качества. Согласно этой логике, подчиняющей себя как собственное отношение к купле-продаже, так и эротические, любовные, профессиональные связи, необходимо стремиться к установлению быстро обновляющихся взаимосвязей между потребителями и товарами, между служащими и фирмами, между любовниками, а значит, добиваться простоты, легкости потребления» (Мишель Уэльбек. Мир как супермаркет. М., 2003, сс.62-63). Поэтому я бы сказала, что современная цивилизация – по сути своей потребительская.
Реплика. Западная?
Степанянц М.Т. Та, в которой мы сегодня живем.
Реплика. Но она западная все-таки.
Степанянц М.Т. То, что именуют современной цивилизацией, к которой мы хотим, чтобы все остальные подтянулись, основана на этике ответственности, открытости и свободы выбора и т.д. в соответствии с потребительскими целями.
Следзевский И.В. Ваш вопрос ко мне в связи этим? Претензия-то какая?
Степанянц М.Т. Это не претензия. Это вопрос к нам в целом. Когда мы говорим, что есть цивилизационное самосознание и базовые цивилизационные ценности, то хорошо было бы, чтобы мы понимали, что есть участники диалога цивилизаций. Мы – одна из сторон этого участия. А что составляют базовые ценности той цивилизации, которую представляем мы сами? Чем отличаются от нее базовые ценности других, с которыми мы вступаем в диалог?
Следзевский И.В. Вы имеете в виду российское общество или …?
Степанянц М.Т. Я имею в виду то, что мы же себя причисляем вроде бы к западной современной цивилизации.
Толстых В.И. Можно, я переведу с русского на русский, как я понимаю. Речь идет о том, что мы употребляем и это стало ходячей формулой - диалог цивилизаций. Спрашивается: каких цивилизаций, между кем и кем? Называют локальные цивилизации, как делал это в прошлый раз в своем докладе Юрий Владимирович. Или говорил академик Степин, который различает два основных типа цивилизационных устройств - техногенное и традиционное, и фиксировал наличие в них разных систем ценностей. Так между кем и кем происходит диалог? Когда мы говорим о диалоге цивилизаций, мы кого имеем в виду? Правильно я понимаю?
Степанянц М.Т. Да. Дальше у Вас идет очень важная фраза: «В отличие от ценностей этнической или национальной культуры, ценности цивилизации всегда претендуют на универсальность». Но если они претендуют на универсальность, то путь к цивилизационному диалогу закрыт.
Следзевский И.В. Почему?
Степанянц М.Т. А потому, что если одна цивилизация претендует на то, что является универсальной и общезначимой, значит, другая – не универсальна. В этом я согласна с Межуевым.
Толстых В.И. Да, Межуев прав, когда различает претензию на универсальность в отличие от претензии на уникальность. Культура или цивилизация вступающих в диалог в этом смысле равновелики и равнозначимы по статусу, иначе разговор не состоится.
Степанянц М.Т. Как только какая-то культура и цивилизация претендует на универсальность – всё, это монолог.
Толстых В.И. То, что сейчас делают Соединенные Штаты…
Неклесса А.И. Прошу прощения. Выступление Вадима Михайловича закончилось на понятии «универсальной цивилизации», которая единственная имеет право на существование, в рамках которой может только и вестись диалог. Но она может быть прочитана и истолкована как «тоталитарная цивилизация», то есть исключающая существование какой-либо другой цивилизации по ценностному принципу, и тогда диалог действительно невозможен.
Степанянц М.Т. Я согласна с Вами. Я считаю, то, чем закончил Межуев, на самом деле опровергает его самого. Он начал с того, что субъектом межцивилизационного диалога может быть свободный индивид, а закончил идеей «тоталитарной цивилизации», в рамках которой фактически никакой свободы быть не может. Универсальная цивилизация – это значит, что все соглашаются по поводу всего.
Толстых В.И. Вадим Михайлович, я напомню тебе твое прошлое выступление. Мне как раз понравилась твоя мысль, что претензия на универсальность исключает возможность диалога, но остается возможной претензия на уникальность, которой обладает любая культура. А сейчас ты понятием «универсальной цивилизации» сбиваешь нас с толку.
Степанянц М.Т. В параграфе 7-м Вы пишите, что «традиционное общество, особенно с монотеистическим типом религии, использует диалог прежде всего для утверждения своих сакральных принципов». Вы имеете в виду здесь, конечно, ислам?
Толстых В.И. И христианство тоже.
Степанянц М.Т. Хорошо. А что делать с традиционными обществами Востока, в которых не было никакого монотеизма, - вроде Китая, Индии и т.д.? Признаюсь, читая Ваш пассаж о парной категории диалога Запад-Восток (параграф 10-й), я многое, связанное с хронотопами, не поняла. Вот Вы говорите о том, что «идеи модернизации и прогресса как основа специфического хронотопа диалога цивилизаций в эпоху Новой истории по-новому развели его ценностные и смысловые полюса». И дальше уточняете - «рациональность-мистика, модернизация-традиционность» и т.д., прочно привязав их к парной категории диалога «Запад и Восток». Но лично для меня эти смысловые полюса - это не реалии, а абсолютно искусственные умственные конструкты. Причем конструкты, которые созданы с определенными политическими целями. Потому все эти рассуждения насчет мистики и рациональности, о демократии и деспотизме, секуляризме и религиозности и т.д. спорны. Здесь всё неоднозначно. Так что, думаю, надо еще подумать над подобной «разводкой» Запада и Востока.
Межуев В.М. Возможно.
Степанянц М.Т. Начав с того, что субъектом межцивилизационного диалога могут быть свободные индивиды.
Межуев В.М. Почему межцивилизационные? Просто субъекты диалога.
Степанянц М.Т. Вы закончили идеей универсальной цивилизации, а универсальная цивилизация означает тоталитарную.
Межуев В.М. Почему?...


 
 
 

Новости

Сегодня исполняется 25 лет со дня смерти Раисы Максимовны Горбачевой. Эссе Лео Энзеля 20 сентября 2024
Горбачев. Изменивший мир
В немецком издательстве Гердер (Verlag Herder, 2024) вышла книга «Горбачев. Изменивший мир» (“Gorbauschev. Der Weltveraenderer”). 12 сентября 2024
День памяти Михаила Сергеевича Горбачева
30 августа собравшиеся на Новодевичьем кладбище возложили цветы на могилу Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны Горбачевых 2 сентября 2024
Накануне второй годовщины со дня смерти М.С. Горбачева общественный деятель, специалист по урегулированию конфликтов из ФРГ Лео Энзель прислал в Горбачев-Фонд эссе, написанное в форме обращения к Президенту СССР. 30 августа 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги

 
  
 
 

 

 
debug: open