Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Н. Н. Огородник

            Региональное общественное движение «Мемориа-Память» юридически  зарегистрировано как общественное объединение Министерством юстиции РФ по г. Москве 18 июня 2004 г. Создано детьми и близкими родственниками преданных земле на месте массовых захоронений бывшего Спецобъекта НКВД «Бутовский полигон» политзаключенных, репрессированных ВМН-расстрелом, на основе инициативной группы реабилитированных жителей Арбата.
      Коллектив поставил перед собой конкретную и казалось простую задачу: учреждение Мемориального Некрополя «Спецобъект «Бутовский полигон» как недвижимого памятника истории Федерального значения со статусом государственного учреждения. Работа в этом направлении ни одним из уже существовавших в г. Москве к тому времени общественных объединений реабилитированных не проводилась.
    Место захоронений на Спецобъекте «Бутовский полигон» уникально: численность захороненных более 25 тысяч человек, из которых известны имена 20765 посмертно реабилитированных,  около 60 различных национальностей, представители различных вероисповеданий, атеисты. Родственники захороненных сегодня проживают по всему миру.
       Не смотря на  официальное признание Минроскультурой статуса  захоронения историческим объектом Федерального значения, единственным достигнутым положительным результатом деятельности РОД «Мемориа-Память» сегодня можно считать лишь оформление органом  прокуратуры официальное Представление об имеющих место грубых нарушениях действующего законодательства на территории Спецобъекта «Бутовский полигон»: не произведены установление границы территории захоронений и постановка на кадастровый учет как земли историко-культурного назначения, что повлекло за собой «нецелевое использование земель памятника, осуществление на указанных землях деятельности с нарушением режима содержания данной территории, возможность совершения незаконных сделок с участками, расположенными в границах памятника».
      Исходя из выше изложенного, а также анализируя общую сложившуюся ситуацию в вопросах исторических исследований, издания мемуарной и научно-просветительской литературы, мартирологов, мемориализации мест захоронений, сохранения и увековечивания различных видов недвижимых памятников, являющихся свидетелями эпохи «красного террора», или созданных позднее с целью увековечивания памяти об этих событиях, следует отметить, что наиболее узким местом в перечисленных направлениях деятельности является вопрос мемориализации мест захоронений жертв политических репрессий, относящихся в соответствии с Земельным кодексом РФ к землям историко-культурного назначения.
      Как правило эти территории находятся в зеленых зонах и становятся особенно дефицитными вблизи больших городов. Местная, региональная администрация не заинтересованы в кадастровой регистрации этих земель историко-культурного назначения с наложением ограничений по их использованию. Очевидно также нежелание администраций всех уровней нести впредь расходы по содержанию недвижимых памятников истории.
      Широко применяется практика передачи территорий мест захоронений жертв политических репрессий в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование общинам православной Патриархии, весьма однобоко и неполно, а в ряде случаев недостоверно освещающей ход исторических событий.
     Государственная политика сегодня направлена на замалчивание исторической правды о периоде «красного террора». Ход времени уже отнес эти события в прошлый век. Уходит поколение, востребовавшее и читающее мемуарную литературу. Если не активизировать деятельность по увековечиванию памяти о жертвах политического террора, продукт эпистолярной деятельности может оказаться на пыльных полках библиотек или в запасниках невостребованным.
      Представляется весьма актуальной необходимость «создать школьные и вузовские учебники, содержащие четкие и недвусмысленные оценки преступлений сталинского  режима против своего народа» и как наглядные пособия, свидетельствующие о прошлом, недвижимые памятники истории, в том числе, Мемориальные Некрополи жертв политических репрессий со статусом государственных научно-исследовательских учреждений, с координацией их работы в дальнейшем Общенациональным Научно-Исследовательским Центром. 
      Существующая в настоящее время законодательная база Российской Федерации достаточна для оформления землеустроительной документации на территории, являющейся местами упокоения жертв политических репрессий, но находится в неупорядоченном состоянии. Практически повсеместно проблемы установления в натуре границ захоронений, их межевание и кадастровая регистрация с наложением обременений по использованию земель не решаются. Законы практически не работают. 
       Разрозненность общественных коллективов реабилитированных граждан, а также отсутствие спонсорской поддержки уставной деятельности в этой области со стороны отечественных меценатов из-за отсутствия интереса или нежелания войти в противоречие с проводимой политикой администрацией, государственными органами всех уровней, а также зарубежных из-за опасения быть обвиненными во вмешательстве во внутренние дела государства Российского, усложняют положение дел. Однако, проведение даже частичного археологического обследования, межевания границ территорий захоронений – мероприятия дорогостоящие.   
     Необходимо создание закона российской Федерации «Об увековечивании памяти жертв политических репрессий», по аналогии с изданными 14 января 1993 года по инициативе Министерства обороны Законом РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества». Данный вопрос требует консолидации усилий общественных объединений реабилитированных граждан.
     Два в равной степени эпохальных события: Великая Отечественная война 1941-45 гг. и «красный террор» 1937-38 гг. в разной степени освещаются в отечественной истории. Отношение государства к ним также различно. 
     Однако, ГУЛАГ, Колыма, Тридцать Седьмой – такие же символы века, как Освенцим и Хиросима».
     К примеру, уместно вспомнить слова известного писателя, неоднократного узника Соловецкого ГУЛАГа Волкова   О.В., который в своей книге «погружение во тьму» писал: «Этот остров можно посещать лишь совершая паломничество как посещают святыню или памятник скорбных событий, национальных скорбных дат, как Освенцим или Бухенвальд».