Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

А. Наиду

Ануша  Наиду , Директор школы лидерства и управления (ЮАР)

Женщины в руководстве и привлечение женщин на руководящие посты в ЮАР – 10 лет спустя

 Вступление

     «Дотронувшись до женщины, дотрагиваешься до скалы» - эти слова выкрикивали женщины во время демонстраций протеста против законов апартеида. В 50-ые и 60-ые годы женщины были в авангарде борьбы против законов апартеида. До 1994 года система апартеида преследовала всех, кто не принадлежал к белой расе, и отказывала им в самых основных правах. Кроме того, апартеид стремился всячески урезать в правах женщин, особенно черных. У белых женщин тоже было мало шансов попасть в руководство, потому что в определенных сферах деятельность им также отказывали в правах и в работе. Место, которое они занимали в обществе, отражало патриархальные традиции общества, в котором они жили. При апартеиде всем женщинам отказывали в основных правах. В отношении них действовали предрассудки, обусловленные с расовой, классовой, религиозной и национальной принадлежностью. Черные женщины составляли значительную часть армии труда, но они могли работать только на самой мало оплачиваемой работе, - домработницами, уборщицами, батрачками на фермах. Бедность, унижение и попрание прав делали жизнь черных женщин особенно тяжелой.

Новая ЮАР

    На этом историческом фоне новое правительство сосредоточило свое внимание на разработке законов, которые могли бы покончить с прежней несправедливостью. Правительство Нельсона Манделы выдвинуло первоочередную задачу прекратить несправедливости в отношении женщин и детей. Женские группы сосредоточили свое внимание на правовой реформе. Система парламентских квот в ЮАР обеспечила существенное представительство женщин в парламенте. Здесь произошли значительные подвижки, и сейчас ЮАР входит в группу из 15 государств, имеющих самое большое представительство женщин в парламенте. Эти женщины оказали большое влияние на принимаемые в стране законы. В ЮАР было принято несколько прогрессивных законов, например Закон о равенстве при приеме на работу, а также новое трудовое законодательство. Появились законы, карающие за насилие в быту, за изнасилование и социальную дискриминацию. Самая основная задача, которая стоит перед страной, состоит в том, чтобы ликвидировать разрыв между законом и практикой. В последние десять лет мы начали понимать, что изменить реальное положение очень трудно. Женщины вносят огромный вклад в экономику, образование, но при этом они по-прежнему недостаточно представлены в органах управления и на руководящих постах в государственном и в частном секторе.

     Изменение роли: женщины в органах управления и привлечение женщин на директорские должности

    В ЮАР, как это часто бывает и в других странах, обсуждением вопросов демократии, преобразования общества и проблем руководства занимаются главным образом мужчины. В результате надежды женщин на перераспределение власти и изменение организационной культуры не оправдались. Из этого следует извлечь урок: переход к демократии или изменения в законодательстве не могут автоматически привести к структурным или организационным изменениям. В результате демократизации в ЮАР женщины получили меньше, чем мужчины. Политическая и социальная реальность требует предоставления женщинам более широких прав, чтобы сделать их участие в жизни общества более весомым. Существует множество препятствий, мешающих в полной мере задействовать женщин в частном и государственном секторе и обеспечить их всестороннее развитие. Бедность, социальная и культурная дискриминация, сексуальные злоупотребления, СПИД, - вот те факторы, которые мешают женщинам полностью использовать свои возможности. Этот доклад посвящен вопросу о том, как помочь женщинам придти на руководящие и управляющие посты, особенно в области образования. Понятно, что нам нужно рассмотреть природу организаций и систем, структур, иерархии и культур, существующих в частном и государственном секторе, которые препятствуют продвижению женщин на руководящие и управляющие посты. Женское движение и законодательство сыграли важную роль в привлечении внимания организаций к гендерной проблематике. Однако феномен «стеклянного потолка»  у нас пока еще отсутствует. Относительно немного женщин, даже их числа тех, кто добился высокого положения, сумели победить укоренившиеся представления, ценности и социально-культурные наслоения, которые питают практику и отношения власти в различных организациях. Этими гендерными проблемами нужно заниматься, а для этого необходимы стратегии по преобразованию таких организаций. И в государственном, и в частном секторе с особой остротой стоит вопрос об обучении и развитии женщин. Необходима гендерно ориентированная система подготовки женщин к руководящей работе.

     Подготовка женщин к работе на руководящих должностях на примере отдела образования провинции Гаутенг

Исторический экскурс

      У правительства ЮАР имеется в наличии комплексная и согласованная система законодательства, основанная на принципах равенства и преобразования общества. Ее цель – решение задач образования, подготовки работников необходимой в будущем квалификации. Эти задачи имеют стратегический и перспективный характер, но инфраструктура, необходимая для выполнения этих предложений, пока еще не полностью сформирована. Необходимо создавать учебные заведения на уровне провинций и учреждений, а также на личном уровне. Только в этом случае мы сможем выполнить основные задачи. Отдел образования провинции Гаутенг разработал перспективную программу, призванную обеспечить привлечение женщин на руководящие должности в сфере школьного образования и в структурах управления школами, районами и головными офисами. Отдел образования провинции Гаутенг провел Гендерный Форум, на котором была сформулирована политическая линия и методы ее осуществления.

      Программный документ отдела образования провинции Гаутенг «Гендерные отношения и равенство при приеме на работу» определяет задачи отдела образования и его стратегические цели следующим образом:

· Дать женщинам, работающим в отделе образования провинции Гаутенг больше возможностей для личного, профессионального и карьерного роста.

 Программа выдвигает следующие стратегические цели:

· Обеспечивать женщинам карьерный рост, одновременно обеспечивая им соответствующую подготовку, позволяющую эффективно работать на руководящих должностях
· Работать с женщинами-преподавательницами, более глубоко объясняя им суть работы на руководящих и управляющих должностях в отделе образования провинции Гаутенг
· Повышать у них чувство самоуважения, уверенности и нацеленности на работу, то есть воспитывать у преподавательниц мотивацию и уверенность в своих способностях работать на ответственных должностях в отделе образования провинции Гаутенг
· Заниматься структурными вопросами и освещать те моменты работы отдела образования провинции Гаутенг, которые мешают женщинам занять высокие посты
· Разрабатывать управленческую структуру и этические принципы, соответствующие представлениям работников отдела образования провинции Гаутенг, на основании Закона о равенстве при приеме на работу

Вызовы

      В области образования, как и во многих организациях государственного сектора, женщины мало чего добились. В провинции Гаутенг значительное число женщин работает на руководящих должностях в организациях провинциального уровня. При этом организационная практика и культура остаются весьма патриархальными. Это значит, что женщинам в подавляюще мужском окружении приходится в два раза больше работать и очень активно бороться за свои права. В наших школах по всей стране подавляющее большинство учителей – женщины, а руководят образованием в основном мужчины. Когда новое правительство пришло к власти, первый министр просвещения в этом правительстве организовал специальную экспертную группу, которая настоятельно рекомендовала изменить такое положение и обеспечить гендерное равенство. Нашей новой демократии уже десять лет, а выравнивание положения и предоставление женщинам более широкого круга полномочий все еще присутствует в повестке дня как один из главных нерешенных вопросов.

      У себя в провинции Гаутенг мы разработали стратегию развития, направленную на то, чтобы привлечь женщин на руководящие посты и подготовить их к этой работе. При разработке этой стратегии нам пришлось учитывать следующие основные вызовы:

 Нам необходим такой подход к развитию, который учитывал бы гендерные моменты:

· Проблема привлечения женщин к руководству и развитие их руководящих качеств в мире, где у власти находятся мужчины. В этом смысле сфера образования не является исключением.

· Сейчас уже недостаточно говорить только о количестве женщин, занимающих руководящие должности. В своем подходе мы должны исходить из того, к какому типу руководящей работы нужно готовить женщин. Нам нужно расширить определение руководства и включить в это определение разные аспекты жизни женщин, в том числе их личный выбор, семейную жизнь, повседневные обязанности и роль женщин в жизни общества.

· Таким образом, при составлении и разработке программ развития применительно к сфере руководства и управления мы не должны исходить только из классического, иерархического определения руководства и управления. Какие вопросы нужно учесть, чтобы определить стиль руководства для женщин? Это стиль руководства, строящийся с учетом коллективного подхода и принципов сотрудничества, который особенно нужен сегодня, когда мы вступаем в следующее десятилетие в истории развития демократии и прав человека в ЮАР.

· Нам нужно составлять программы, которые будут строиться на признании роли женщин в обществе и будут учитывать те трудности, с которыми сталкиваются женщины при попытке сломать преграды, существующие в обществе, где господствуют мужчины. Каковы культурные, традиционные и социальные преграды, мешающие женщинам занять посты в сфере управления сейчас, через десять лет после начала демократического развития?

· Кроме того, важно отметить, что, уделяя повышенное внимание той роли, которую женщины призваны сыграть в руководстве, и стилю руководства, характерному для женщины, мы не требуем, чтобы женщины полностью вытеснили мужчин в сфере руководства. Есть существенное добавление: из-за страха потерять то, что досталось с большим трудом, люди иногда бывают склонны к злонамеренным действиям. Оказавшись на руководящем посту, женщины иногда начинают вести себя авторитарно, потому что считают, что должны вести себя «как мужики». Иногда такая линия поведения им просто нравится. Нам нужно заниматься воспитанием и готовить как мужчин, так и женщин к совместному осуществлению руководящих функций.

· Программы подготовки должны в обязательном порядке предусматривать развитие навыков, позволяющих женщинам поддерживать рабочую обстановку и обеспечивать себе возможность работать в системе руководства и управления на всех уровнях.

· В программы подготовки нужно включать моменты, связанные с наставничеством, отслеживанием текущей работы и практику назначения на работу в местные органы, в государственный и частный секторы и в международные организации. Таким образом, женщины получат возможность получить самые разнообразные знания и навыки.

· В патриархальных учреждениях даже женщины-руководители чувствуют себя в изоляции. В наших школах обстановка именно патриархальная. Следовательно, нужно постоянно работать над этой проблемой, оказывать женщинам поддержку, налаживать взаимосвязь между ними. В этом случае женщины смогут работать с полной отдачей.

· Чтобы выполнить все эти задачи на практике, мы должны ликвидировать разрыв между стремлением к гендерному развитию и реальным положением женщин. Мы должны добиться того, чтобы все понимали, что слово расходится с делом.

· В частности, нам нужно обеспечить соответствующую подготовку и дать женщинам нужные знания. Мы должны отслеживать и систематически оценивать эффективность гендерных позиций по месту работы.

· Нам нужно дать женщинам средства строить свою карьеру и трудовую деятельность. Мы должны понимать, с каким проблемами сталкиваются женщины.

      Наша цель состоит не просто в том, чтобы увеличить количество женщин, находящихся на руководящих постах. Нам нужно изменить ныне господствующую парадигму и обеспечить женщинам равные с мужчинами права в области руководства и управления. Дискриминация женщин страшна не меньше, чем расовая дискриминация. Бороться нужно против обеих форм дискриминации. Следовательно, ключевой момент состоит в том, что в стратегии развития нужно задействовать представителей обоих полов. При этом мы должны ставить задачу изменить отношение не только отдельных людей к этому вопросу, но и отношение целых организаций.

Заключение

     Мы, как страна и как народ, своими успехами обязаны Нельсону Манделе. В этом отношении опыт и перспективы отдела образования провинции Гаутенг, который делает все, чтобы привлечь женщин на руководящую работу, станет серьезным стимулом для становления отличной школьной системы. Отдел образования провинции Гаутенг был инициатором создания Школы руководства и управления Мэтью Гониве. Цель этой Школы состоит в том, чтобы стать центром подготовки руководящих кадров, в котором будут работать представители различных учреждений, чиновники и специалисты. Своей работой этот центр охватит все школы. Его цель состоит в том, чтобы оказывать поддержку в подготовке руководящих и управленческих кадров для всех уровней. Отдел образования провинции Гаутенг вправе гордиться своими достижениями в области привлечения женщин к руководящей работе, но одновременно мы должны признать, что пока еще женщины недостаточно представлены в руководстве.

     В южно-африканских деревнях женщины так говорят о своих трудностях: «Начальник – как слон. С ним не поспоришь». Таких «слонов» у нас полно и дома и на работе. Но многие из нас умеют внушить им, что мы с ними согласны, хотя на самом деле мы все делаем по-своему.


 
 
 

Новости

Вышел из печати 8 номер журнала «Горби»
Ключевые материалы номера посвящены усилиям М.С. Горбачева по сохранению и обновлению Союза. 12 апреля 2024
Круглый стол, посвященный памяти Раисы Максимовны Горбачевой, состоялся 2 апреля в Горбачев-Фонде. 3 апреля 2024
Поздравляем юбиляра!
Сегодня исполняется 95 лет Вадиму Андреевичу Медведеву, соратнику Михаила Сергеевича Горбачева, члену Политбюро ЦК КПСС времен Перестройки. 29 марта 2024
Юбилей А.Б. Вебера
Свой юбилей – 95-летие – отмечает наш ветеран, много лет работавший в Горбачев-Фонде, Александр Борисович Вебер. 21 марта 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги