Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

О. Здравомыслова

Ольга Здравомыслова, руководитель Общественно-политического центра Горбачев-Фонда, Вице-президент «Клуба Раисы Максимовны», руководитель проекта с канадской стороны

Гендерная тема в публичной дискуссии. Опыт российско-канадского проекта.

     Российско-Канадский проект  "Женщина третьего тысячелетия: гражданская и политическая ответственность российских женщин" начался в августе 2002 г. и завершился полностью в ноябре 2004 г. Основными партнерами  выступали: "Клуб Раисы Максимовны" (постоянно действующий проект Горбачев-Фонда) и Университет Макгилла (Монреаль, Канада).
     Проект, направленный на усиление роли женщин в публичной сфере и поддержку их участия в общественной деятельности, содействует формированию и укреплению позиций гражданского общества в России. Мы исходили из того, что инициативы, подобные нашему проекту, могут стимулировать обсуждение гендерных проблем в обществе, делать их предметом публичной политики и в конечном счете, влиять на принятие политических решений.
     Проект осуществлялся в рамках программы партнерства Университета Калгари  и Горбачев-Фонда при участии известных в России центров Институт социально-экономический проблем народонаселения РАН (директор Н.М.Римашевская) и Женская информационная сеть ( директор Т.Г.Тройнова), которые внесли в работу разнообразие подходов и обеспечили надежность экспертных оценок. Среди консультантов проекта были исследователи из Южной Африки и Шотландии.


Общая характерстика проекта. Постановка вопроса 

     Мы разделяем позицию российской исследовательницы и идеолога женского движения Светланы Айвазовой, которая формулирует цель гендерного просвещения в широком смысле, как изменение «правил игры в обществе» и, в конечном счете, достижение гендерного равенства (С. Айвазова. Гендерное  равенство в контексте прав человека . Консорциум женских объединений М., 2001). В нашем проекте мы поставили цель вовлечь в эту деятельность молодых людей, готовых включиться в дискуссию, осознав ее важность для себя, и способных развивать ее в среде своих друзей и коллег.
     Исходя из этого, мы выделили три аспекта проблемы «Гражданская и политическая ответственность женщины» (меняющаяся роль женщины в современной культуре; взаимодействие приватной и публичной сфер; участие женщин в публичной политике) и предложили шесть тем для групповых дискуссий:
· Понятие гендер. Представления о мужественности и женственности в культуре
· Тенденция феминизации культуры
· Семья: гендерный анализ
· Проблема насилия против женщин
· Гендерные аспекты глобализации 
· Участие женщин в политике

     Сочетая в себе черты исследования и образовательного семинара-дискуссии, проект ставил задачу проанализировать феномен женского социального активизма, выяснив, в какой мере гражданская и политическая активность включены в жизненные стратегии современных российских женщин. Центральный вопрос проекта был сформулирован следующим образом: каковы препятствия для общественной активности молодых профессионально-ориентированных женщин и как знание и понимание того, в чем состоят эти препятствия, может помочь их преодолению
    Семинары проекта, проходившие в форме обсуждений заранее разосланных участникам текстов (К каждому семинару его участникам надо было прочесть специально подобранные тексты (переводные и русскоязычные, общим объемом 50 страниц) и  продумать ответы на вопросы по теме семинара), предполагали не только ознакомление с новой информацией, взглядами исследователей, позициями идеологов, но и возможность сформулировать собственную позицию, свое понимание гендерной проблематики. Мы исходили из того, что представление о ней и отношение к ней уже существуют у каждого участника семинара – более того, они пропитаны личностным смыслом, который каждый  стремится выразить. Поэтому исследовательская задача проекта состояла в выявлении логики обоснования участниками семинаров своих позиций и того, насколько ход дискуссии и предложенные тексты способствуют (или препятствуют) изменению этих позиций.

Выбор целевой группы. Участники семинаров.

      В качестве целевой группы проекта были выбраны женщины в возрасте 25 – 35 лет получившие высшее образование и успешно реализующие себя в профессии. Они, принадлежат к постсоветскому поколению с присущими ему признаками «промежуточности», переходности. Одновременно, выбранная нами возрастная группа представляется крайне важной, как с точки зрения понимания особенностей  постсоветской гендерной социализации, так и с точки зрения определения  перспектив участия женщин в публичной политики.  С одной стороны, она играет незначительную роль в политике и публичной жизни в целом. С другой стороны, являясь «дочерьми» последнего десятилетия брежневской эпохи, женщины этой возрастной группы выпадают как из коллективного опыта своих матерей и бабушек, так и из формирующейся у современных подростков и двадцатилетних культуры консьюмеризма.
     Участницы семинаров уже получили образование, определились в отношении будущей профессиональной карьеры и приобрели некоторый опыт преодоления разного рода «барьеров» в период своего личностного и профессионального становления. В то же время они представляют поколение, из которого в самом ближайшем будущем выйдут новые политики и руководители. Неучастие в публичной жизни - не только их личная потеря, но и неудача общества, не использующего такой важный «ресурс», как социально активные молодые женщины, по сути дела, исключенные из процесса формирования политики и законодательства, влияющих на ближайшее и отдаленное будущее России
      Особенностью нашего подхода являлось признание важности как женского, так и мужского опыта понимания того, с какими проблемами придется столкнуться «женщинам третьего тысячелетия», а также выявление главных пунктов согласия и несогласия. Исходя из этого, участниками семинаров наряду с женщинами были также мужчины, которые принадлежали к той же возрастной и социальной группе, что и женщины.
     Семинары проекта проходили одновременно в Москве. Санкт-Петербурге, Иркутске и Петрозаводске. В них участвовали в общей сложности 80 человек (40 мужчин и 40 женщин) с высшим образованием, в возрасте от 25 до 35 лет. Отбор участников проходил на основе резюме, присланных в оргкомитет проекта. В резюме участники проекта сообщали информацию о себе и излагали мотивы своего участия в дискуссиях о проблемах современных женщин. Профессиональный  состав участников семинаров  был  довольно  однороден в Петербурге, где и в женской и в мужской группах преобладали люди, получившие социально-гуманитарное образование (социологи, психологи, филологи, юристы). В Петрозаводске группы оказались более разнообразными, поскольку, наряду с  гуманитариями  включали больше, чем в других городах, активистов гражданского общества и людей, работающих в сфере публичной политики (журналисты, депутаты Законодательно собрания, специалисты по связям с общественностью). В Иркутске, по сравнению с другими городами, в обеих группах было  больше профессиональных преподавателей. Особенностью московских семинаров явились то, что женская группа оказалась наиболее разнородной по профессиональному составу (журналистки, экономист-международник, психолог, биолог, художница, менеждер, активистки третьего сектора), а также то, что  «ядро»  мужской группы составили члены Социал-демократической партии  России.

Практические результаты проекта

      Мы видим главные практические результаты проекта в развитие публичной дискуссии о  гражданской и политической ответственности женщин в российском обществе и вкладе  проекта  в российское  гендерное просвещение. 
      Дискуссионный и одновременно, просветительский характер носили  семинары, прошедшие  в четырех городах. По сути дела,  их участникам была  предоставлена возможность «протестировать» степень гендерной чувствительности общества, поставив эксперимент на самих себе. Не случайно анализ семинаров показывает наличие несовпадающих, а иногда противоречащих «логик»: логику индивидуального понимания  обсуждаемой проблемы, логику текстов, воспринимаемую или отвергаемую участниками семинаров и логику совместного обсуждения. Подчеркнем, что анализ семинаров, состоявшихся в четырех городах,  свидетельствует о важности соединения чтения русскоязычных и переводных текстов по гендерной проблематике и непосредственно следующей за ним дискуссии, целью которой является не освоение определенного объема информации, а поиск истины, выработка собственной позиции и умение ее аргументировать. Таким образом, мы видим один из важных результатов проекта в развитии навыков участия в публичной дискуссии.    
     Существенным шагом в развитии публичной дискуссии о гражданской и политической ответственности женщин стала  международная конференция, прошедшая в Москве на заключительном этапе проекта . В конференции, наряду с его авторами  (Клаудия Митчелл, Ольга Здравомыслова, Хуриг Атарьян, Наталия Кигай), тренерами (Александр и Ирина Клецины из Петербурга, Татьяна Соколова из Петрозаводска, Альбина Широбокова из Иркутстка) и представителями региональных команд проекта участвовали известные исследователи из России, Канады и ЮАР. Среди выступавших с докладами и в дискуссии – Ирина Вирганская (Президент «Клуба Раисы Максимовны»), Анн Смит и Ануша Наиду ( исследовательницы из ЮАР), Марлен Хаас (Генеральный секретарь Социалистического интернационала женщин), ведущие российские исследовательницы гендерных проблем политики Светлана Айвазова и Людмила Попкова, известная  журналистка и со-директор Российской Ассоциации журналисток Надежда Ажгихина, директор Консорциума женских неправительственных организаций Елена Ершова, депутат из Тольятти Зинаида Маслова, директор НКО «Женщины Дона» Валентина Череватенко, известные российские исследователи Наталия Римашевская, Елена Мезенцева, Елена Здравомыслова, Сергей Ениколопов, Ирина Горшкова.
     Участники конференции подчеркивали значимость образовательно-дискуссионного подхода, положенного в основу проекта, поскольку «без произнесенного и воспринятого слова говорить о  воздействии наших прекрасных идей на аудиторию и о преобразовании реальности не просто сложно, это, оказывается, невозможно» (Н.Ажгихина). Была высоко оценена направленность проекта на задачу включения гендерной проблематики в контекст публичной дискуссии. Это отвечает самому духу гендерной теории и исследований, которые  ориентированы на социальные изменения, на изменение отношений социального неравенства, в том числе, неравенства, организованного по признаку пола. По мнению участников конференции, живой диалог, в который по ходу проекта включились авторы текстов и участники семинаров, разумеется, не может заменить широкой публичной дискуссии в обществе, но он развивает подход, который может быть с успехом использован в публичной политике.
     Еще один практический результат проекта, отмеченный на конференции, состоит в стимулировании профессиональной дискуссии, способствующей развитию солидарности российских исследователей гендерных проблем.
     На  базе проекта было опубликовано несколько материалов для прессы . Среди них – статьи в журналах «Крестьянка» и «Журналист», в региональной печати. Одна из активных участниц семинаров в период осуществления проекта стала главным редактором журнала «Он и она» («Он и она» выходит в качестве ежемесячного приложения к  одному из популярных женских журналов), посвященного гендерным проблемам. На его страницах печатались и печатаются материалы, непосредственно связанные с дискуссиями проекта, обсуждаются темы, поднятые на семинарах. Несколько участников семинаров стали авторами журнала и продолжают сотрудничать с ним, способствуя гендерному просвещению и развитию публичной дискуссии.
     Материалы семинаров проекта были использованы для подготовки учебных курсов по гендерной тематике тренерами проекта  Альбиной Широбоковой (Иркутск) и Татьяной Соколовой (Петрозаводск).
      Практические рекомендации проекта касаются, прежде всего:
· необходимости проведения регулярных публичных дискуссий по гендерной тематике,
· разработки стратегии работы со СМИ,
· издания популярных учебников, учебных пособий, рассчитанных на разные аудитории
· включения в российскую публичную дискуссию западного опыта  обсуждения и решения гендерных проблем.

Теоретические результаты: идеи проекта сквозь призму  семинаров-дискуссий


     Проект выявил несколько проблем имеющих значение для развития гендерных исследований в России.
1. Несмотря на начавшиеся в 90ые годы гендерное просвещение и становление независимого женского движения социальная и политическая активность женщин по-прежнему находятся на периферии внимания населения, гражданского общества и политической элиты.  
Можно выделить несколько  препятствий, ограничивающих общественную активность российских женщин и мешающих изменению ситуации. 
· Социальное неравенство, разрушающее женскую солидарность и способствующее возникновению «культуры бедности», охватывающий значительные слои женского населения
· Сохранение контракта «работающей матери» в качестве модели гендерного контракта - с присущими ему особенностями распределения власти и ответственности  женщин и мужчин в приватной и публичной сферах
· Особая стратегия власти, предполагающая ограниченное и управляемое участие женщин в социальных и  политических изменениях – реализация «номенклатурного принципа», который приходит в противоречие с потребностями гражданского общества.
· Непопулярность идеи гендерного равенства в гражданском обществе и отсутствие политической стратегии у женского движения
2. Развитие женского социального активизма - задача гендерного просвещения, которое включает проведение исследований, анализ и публикацию их результатов, тренинги, дискуссии, обучающие курсы.  Однако просветительская стратегия рассчитана на долгий период времени, но ее успех зависит от того, насколько далеко она может выйти за пределы круга самих «просветительниц» и активисток женских организаций. При всей важности широкого гендерного просвещения, оно должно быть «адресным» и ориентироваться на развитие гражданской ответственности  женщин и их участие в публичной политике.
     Основываясь на результатах проекта, можно сделать вывод, что мотивы участия в образовательных программах  такого типа  делятся  на три группы:  профессиональные интересы, более или менее пересекающиеся с гендерной проблематикой; личные, психологические проблемы; интерес  к социально- политической проблематике в целом (Мы исключаем здесь «случайные» и чисто прагматические мотивы).
     Женщины (в отличие от мужчин) формулируют мотивы своего участия  развернуто и детально. Многие с самого начала  делают акцент на важности личного «гендерного опыта», обусловившего их заинтересованность проектом. Несколько участниц проекта  уже на первом семинаре заявили о том, что проблема «гендер» открывает для них нечто важное в устройстве общества – и главное заставляет поместить то, обычно считается «личным», в контекст «общественного». Они уже слышали о том, что роль мужчины и роль женщины социально сконструирована, а не задана «естественным» порядком вещей, что существует «мужской шовинизм», к которому общество относится «терпимо», а само слово «гендер» фиксирует, что «в обществе что-то не так». В то же время участниц семинаров, главным образом, интересует культурологический и психологический аспекты гендерной темы. Поэтому наиболее трудными для обсуждения оказались темы: «гендерные проблемы глобализации» и «участие женщин  в политике». Лобовая атака на проблемы  гражданского и политического участия женщин, скорее, отталкивает  и снижает интерес к дискуссии в целом. Поэтому переход к политической тематике должен быть подготовлен развитием дискуссии - как вывод, к которому приходят сами ее участницы.   
     Исходная позиция мужчин- участников семинара в отношении гендерных проблем вообще и женского социального активизма в частности – неприятие, варьирующее от непонимания («зачем им это надо?») до открытой агрессии. Агрессия направлена, главным образом, на «феминисток», которые, по мнению мужчин, пытаются внушить женщинам недовольство своим положением,, заставить их принять «мужские ценности» и побудить участвовать в «крысиных бегах», конкурируя с друг с другом и с мужчинами за социальное признание, успех и власть.  .Как и следовало ожидать, мужчины обсуждают «гендер» не столь позитивно, как женщины. Зачастую темы и ход обсуждения вызывают у них раздражение, беспокойство, сомнения, но, в конечном счете, по мере перехода от одной темы к другой - желание узнать и понять больше.
     Для того, чтобы обсуждение достигало цели – сформировать новое понимание, выработать и обосновать собственную позицию -  огромное значение имеет правильный подбор литературы для подготовки к семинарам. Результаты проекта продемонстрировали:  хотя за последние годы в России переведено, написано и издано немало  «гендерных» текстов, большинство из них мало пригодны как для целей широкого гендерного просвещения, так и для развития идей и полемики в публичной дискуссии.   


3.В современной России  женский социальный активизм, сочетающий интерес к общественным проблемам со стремлением и готовностью участвовать в публичной деятельности, возникает, прежде всего, в среде женщин, осознанно или вынужденно отказывающихся от традиционной (советской) идентичности («работающая мать») и приобретающих новую гендерную  идентичность («профессионально-ориентированная женщина»).
     Опыт проекта показал, что важнейшим условием развития общественной активности молодых профессионально-ориентированных женщин являются знание  гендерной проблематики, представленной в современных исследовательских работах, просветительских и публицистических текстах, а также  открытые дискуссии с участием  мужчин и женщин – как  сторонников, так и  противников идей феминизма и  гендерного равенства.

  
 О российско-канадском сотрудничестве

     Трудно переоценить значение международной кооперации (российско-канадского сотрудничества) для реализации проекта. Мы отдаем себе отчет в том, что западный мир  к 70-ым годам прошлого века, когда началось активное продвижение идей гендерного равенства в политику, имел достаточно долгую и непрерывную историю развития гендерного дискурса – в то время, как в России он до сих под распространяется лишь в узкой среде исследовательниц и немногочисленных активисток женских организаций. Иначе говоря, современный гендерный дискурс, в котором вопросы гражданского и политического участия женщин глубоко проработаны, оказался в России в роли знания «для посвященных», а гендерные исследования остались относительно маргинальной, замкнутой и не слишком влиятельной областью российской социальной науки. Проект показал плодотворность совместной с канадскими исследовательницами работы именно для целей развития публичной дискуссии в России. Семинары и дискуссии показали, что контекст сопоставления не только обеспечивает новую информацию для размышления и обсуждения, но позволяет более объемно увидеть и более адекватно оценить свой социальный опыт.
     Понимание канадскими исследовательницами проблемы гендерного равноправия, логика их рассуждений стали открытием для участников семинаров, присутствовавших  на международной конференции в Москве.
   Большое значение для развития проекта имели дискуссии в российско-канадской исследовательской группе, презентации результатов проекта на конференциях и семинарах в Москве и Монреале. Проект состоялся, потому что между исследователями возникло человеческое и профессиональное понимание.
     В ближайшей перспективе мы предполагаем провести  публичное обсуждение  изданных материалов проекта. Обсуждая более отдаленные перспективы, мы думаем о  продолжении проекта в регионах России и о включении в дискуссию на гендерную тему новых участников. Нам представляется важный разработка специальных программ семинаров для  школьных учителей, журналистов, молодых членов политических партий, активистов гражданского общества - с  большим учетом специфики интересов каждой аудитории.


 
 
 

Новости

Нельзя забывать
В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на четвертом блоке Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая катастрофой не только национального, а мирового масштаба. 26 апреля 2024
Вышел из печати 8 номер журнала «Горби»
Ключевые материалы номера посвящены усилиям М.С. Горбачева по сохранению и обновлению Союза. 12 апреля 2024
Круглый стол, посвященный памяти Раисы Максимовны Горбачевой, состоялся 2 апреля в Горбачев-Фонде. 3 апреля 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги