Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Молодежные субкультуры – степень востребованности

Обилие молодежных субкультур является естественным проявлением плюрализма современного общества. Потребность молодежи в самовыражении столь высока, что субкультурные сообщества появляются и развиваются вопреки всем запретам и гонениям, уходя, если нужно в underground, но не сдаваясь. Известно, что даже в годы сталинского периода в СССР существовали зачатки субкультур – например дворовая культура послевоенных лет. Первые ростки особой идеологически наполненной молодежной субкультуры появились в России еще в конце пятидесятых годов, а уже в семидесятые годы субкультуры (музыкальная, артистическая, спортивная и т.п.) являлись неотъемлемой частью социальной жизни крупных городов. Интересно, что такие наиболее нашумевшие молодежные субкультурные движения, как хиппи или панки действовали в разных странах, в том числе и в СССР, практически одновременно, свидетельствуя об общечеловеческом посыле их идей.

Пик интереса к молодежным субкультурам в России пришелся на конец восьмидесятых годов, когда на волне перестройки и гласности они стали настоящим «хитом» mass-media, буквально не сходя с экранов телевидения. Уже в девяностые страсти поутихли и субкультуры развиваются своим чередом, практически не будоража сознания людей в них не вовлеченных. Сейчас уже мало кто, кроме специалистов, интересуется хиппи, панками или байкерами (исключения составляют лишь молодежные течения экстремистского толка - «скинхэды», спортивные фанаты - особенно активизировавшиеся в последние два года).
Не удивительно поэтому, что половину опрошенных молодых людей субкультурные течения не интересуют – 45% ответили, что им безразличны любые молодежные течения, а 7.5% указали, что вообще ничего не знают о таковых. Наибольшую индифферентность по отношению к молодежным субкультурам проявили молодые жители Башкортостана (48% безразличных плюс 10% несведущих).
Немалая доля молодых людей выразила негативное отношение к молодежным субкультурам, посчитав их вредными для общества (17%). Чаще всего осуждение высказывают молодые владимирцы.

Обратим внимание на то, что среди представителей старшего поколения негативное отношение к молодежным субкультурам преобладает над позитивным: Вредными, разлагающими молодежь субкультурные молодежные объединения считают 39% респондентов старше 40 лет. Не видят в них ничего плохого 14% взрослых и лишь 4% находят субкультурные объединения полезными для молодежи, позволяющими ей самовыражаться.
Безразличное отношение выразили 25%, а ничего не знают о молодежных течения 15% представителей старшего поколения.

Возвращаясь к молодежи, отметим, что симпатию к тем или иным субкультурным движениям выразили около трети респондентов (30%).
Молодым мужчинам субкультуры явно интереснее, чем девушкам (39% против 24%), которые заметно чаще проявляют безразличие (52% против 38%).
.Естественно, самые молодые чаще отмечают близость их взглядам тех или иных субкультурных течений. С возрастом интерес снижается и нарастает безразличие.

Каждая из включенных в анкету молодежных субкультур близка в среднем 2 – 3% молодых людей. Более или менее существенную долю сторонников собрали лишь спортивные фанаты (11%). Это вряд ли удивительно. поскольку фанатские объединения с одной стороны, наименее идеологизированы, а с другой стороны, предполагают конкретный объект поклонения. В результате процесс группирования наиболее облегчен. Не удивительно, что чаще всего популярность фанатов проявляется в Уфе, где есть хоккейная команда, выступающая на самом высоком уровне – без этого спортивный фанатизм не имеет под собой никакой основы.
Однако, наличие конкретного объекта поклонения подразумевает неприятие всего, что противостоит ему. Отсюда известные агрессивность и деструктивность спортивных фанатов, учитывая которые, интерес молодежи к подобным объединениям не может не тревожить. Ведь имеется уже немало примеров того, как негативный эмоциональный заряд фанатов направлялся умелой рукой на объекты совершенно далекие от спорта.

Очень интересно, что в то время, как сторонники многих молодежных течений симпатизируют друг другу, спортивные фанаты являются совершенно обособленной группой. Ни они не симпатизируют другим течениям, ни представители других субкультур не симпатизируют им. В то время как разные музыкальные, танцевальные и идеологические течения тянутся к близким себе, спортивные фанаты, чье объединения не имеет ни идейной, ни культурной составляющей, просто не находят основы для сближения с другими субкультурами.

Чрезвычайная экстремистская активность скинхедов, пришедшаяся как раз на время написания настоящей работы, заставляет более подробно остановиться на анализе их сторонников, хотя таких и набралось лишь 3%. Особо подчеркнем, что речь идет не о самих скинхедах, а лишь о молодых людях отметивших это течение как близкое себе. Их отличительные особенности говорят сами за себя:

Сторонники скинхедов


* чаще других называют себя патриотами (76% против 59% в среднем по выборке);
* проявляют наиболее выраженный национализм, чаще других выступая за брак только с представителями своей национальности (27% против 6% в среднем по выборке);
* наиболее нетерпимо и неприязненно относятся к представителям сексуальных меньшинств (37% против 32% в среднем по выборке);
* реже других верят в возможность отстаивать свои интересы (38% против 30% в среднем по выборке);
* наиболее радикальны – взяться за оружие считают целесообразным 38% ! скинхедов против 10% в среднем по выборке;
* среди других течений выделяют в качестве близких себе наиболее агрессивные и деструктивные - панков и металлистов.


Не может не тревожить и то, что среди симпатизирующих скинхедам в равной степени встречаются представители всех возрастных групп и социальных слоев.

Таким образом, хотя в целом около трети молодых людей проявляет интерес к субкультурам и находит среди них близкие себе, каждое отдельное течение привлекает лишь малую долю молодежи, оставляя большинство равнодушным.


 
 
 

Новости

Нельзя забывать
В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на четвертом блоке Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая катастрофой не только национального, а мирового масштаба. 26 апреля 2024
Вышел из печати 8 номер журнала «Горби»
Ключевые материалы номера посвящены усилиям М.С. Горбачева по сохранению и обновлению Союза. 12 апреля 2024
Круглый стол, посвященный памяти Раисы Максимовны Горбачевой, состоялся 2 апреля в Горбачев-Фонде. 3 апреля 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги