Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Новости

К списку новостей
7 февраля 2019

Проект "Горбачевские Чтения". Круглый стол "Отцы и дети" в посттоталитарном контексте. Опыты России и Германии. 5 февраля 2019 г.

1/5

Круглый стол был организован Горбачев-Фондом совместно с Фондом имени Генриха Бёлля в России

Обсуждение начали писатель Сергей Лебедев, автор недавно опубликованного в России и Германии романа«Гусь Фриц» М. «Время», 2018 ( Sergej Lebedew “Kronos’ Kinder” S. Fischer Verlage, 2018) и

Йоханнес Фосвинкель, руководитель Фонда имени Генриха Бёлля в России

Обращаясь к истории своей семьи, в которой переплелись российские и немецкие корни, Сергей Лебедев, человек поколения советских 8О-ых, поставил вопрос: в чем сходство и различие в отношениях/ конфликтах отцов и детей двух стран, переживших трагический опыт тоталитарных диктатур ХХ века .

Йоханнес Фосвинкель говорил о том , насколько трудным , исполненным сомнений, отрицания, и одновременно, прозрений оказался опыт немца, родившегося в Германии через полтора десятилетия после окончания войны. Это был опыт человека немецкой культуры, решавшего проблему вины за прошлое - и ответственности за настоящее и будущее.

В обсуждении выступили Евгений Гонтмахер (ИМЭМО РАН), Ольга Здравомыслова ( Горбачев-Фонд), Никита Петров (Мемориал), Ян Рачинский (Мемориал), Екатерина Кочергина (Левада-Центр), Николай Рыбаков (партия Яблоко), Виктор Коган-Ясный (партия Яблоко), Андрей Рябов (ИМЭМО РАН), Андрей Захаров (журнал «Неприкосновенный запас), Борис Славин (Горбачев-Фонд), Елена Онегина (Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ), учащиеся немецкой школы в Москве, студенты.

 

О теме Круглого стола

После распада СССР, в течение всего постсоветского периода в России идет спор о советском прошлом. В последние годы он вышел на новый уровень, связанный с взрослением тех, кто родился в 90-ые и 2000-ые годы. Очевидно, что личностное и гражданское взросление этих молодых людей невозможно без осмысления ими советского периода отечественной истории, без личного отношения к недавнему прошлому, формирования собственной позиции в споре о прошлом, который не прекращается и продолжает раскалывать российское общество. То, что в России не произошла «проработка» советского прошлого, уже стало общим местом. Сложнее с ответом на вопрос, почему она не произошла. Мы предлагаем посмотреть на этот вопрос с точки зрения конфликта поколений.

В 2018 году исполнилось 50 лет молодежным протестам 1968 года, изменившим Германию и Европу в целом. Характерной чертой немецкого молодежного движения было соединение антитоталитарной повестки и бунта против «отцов», ответственных за гитлеровский нацизм. В 70-е годы в ФРГ «дети» стали задавать вопросы родителям о периоде 1930–1940-х. Это оказало огромное влияние на немецкое общество: опыт Германии показал, что межпоколенческий конфликт способен быть «мотором» исторической динамики, вести от конфронтации – к диалогу и переосмыслению прошлого. В конечном счете, это стало одним из ключевых условий успешного демократического транзита.

Советская «оттепель» 50-ых – 60-ых, которая при всех очевидных отличиях, была частью огромного исторического сдвига, происходившего тогда в мире, никогда не достигала открытых, активных форм протеста. В период перестройки (1985-1991) поколения впервые остро осознали свои различия и конфликт. Казалось, исчезновение идеологической монополии КПСС и смена исторической эпохи в СССР должны были привести к активизации, поляризации противоречий «отцов и детей», новому конфликту и широкой общественной дискуссии о памяти и ответственности.

Однако конструктивный потенциал межпоколенческого конфликта не получил развития после распада СССР. Молодые российские граждане с энтузиазмом восприняли открывшиеся возможности, но они не сумели сформировать собственно демократической повестки, направленной на то, чтобы прервать преемственность нового российского государства с прежними репрессивными практиками, осуществить демонтаж тоталитарных структур и перейти к верховенству права.

Почему так произошло? Не является ли (сознательный и/или бессознательный) уход от конфликта поколений свидетельством социальной, культурной незрелости общества, в котором ценность родства и семьи противопоставляется гражданским и общечеловеческим ценностям? О чем свидетельствует немецкий опыт межпоколенческого конфликта, и какова его роль в успешном демократическом транзите, который совершило немецкое общество? Какие уроки немецкого опыта значимы и актуальны в сегодняшней России?

Эти вопросы – ключевые в обсуждении на Круглом столе – стоят также в центре романа Сергея Лебедева «Гусь Фриц», опубликованного в 2017 в России и в 2018 году в Германии (SergejLebedew “Kronos’ Kinder”). .