Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Новости

К списку новостей
27 июля 2018

История Перестройки. Поворотный пункт в смене модели отношений церкви и государства. К 30-летию празднования 1000-летия Крещения Руси

В дни празднеств в Москве был установлен памятный камень. Царицыно. Июль 1988 г.
1/9

А.И. Мраморнов – российский историк, кандидат исторических наук,
                                      доцент, общественный деятель, научный руководитель проекта
по изданию документов Поместного Собора 1917—1918 гг. при
Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре 
 
Кульминационный день любых юбилейных торжеств, приуроченных к круглым годовщинам введения христианства на Руси, приходится на память св. равноапостольного князя Владимира, отмечаемой в календаре 28 июля (15 июля по юлианскому календарю). Вот и в этом году 14 июля Св. Синод РПЦ принял послание «архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси». Тридцать лет назад, в 1988 г., основные юбилейные мероприятия предшествовали этому дню, и к самой дате 28 июля было ясно, что в отличие от предшествующих десятилетий праздник оказался грандиозным. Благодаря государственной поддержке праздник тогда стал фактически общенациональным. Он стал поворотным пунктом истории, смены модели отношений церкви и государства. Трудно переоценить в этом роль главы Советского государства — генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева
 
При этом самое начало правления М. С. Горбачева было отмечено проведением последней в истории СССР атеистической кампании по «разоблачению заслуг Русской Православной Церкви в формировании русской культуры и государственности», причем проведенной вполне в рамках подготовки к 1000-летнему юбилею «введения христианства». В сентябре 1985 г. секретариатом ЦК КПСС было принято секретное постановление «О противодействии зарубежной клерикальной пропаганде в связи с 1000-летием введения христианства на Руси». В нем была подчеркнута отрицательная роль христианства как разновидности религиозно-идеалистического мировоззрения, оправдывавшей социальную несправедливость[i].
 
Тем не менее, уже с начала 1980-х гг. все шло к тому, чтобы в СССР в том или ином виде был отпразднован юбилей Крещения Руси. Предвестниками потепления церковно-государственных отношений была передача советским правительством Церкви Толгского монастыря и монастыря и Оптиной пустыни в 1987 г. Таким образом, робкие шаги, предпринимавшиеся до правления М.С. Горбачева, вызвали те немногие меры, которые нельзя было не осуществлять, поскольку они давно назрели. Однако решающую роль играло настроение самого нового лидера СССР. «Мы — европейцы. С Европой Древнюю Русь объединило христианство», — утверждал М. С. Горбачев в книге «Перестройка и новое мышление» (1987 г.)
 
С инициативой встречи с руководством Церкви выступает на Политбюро ЦК партии 18 апреля 1988 г. сам М. С. Горбачев и, по-видимому, получает одобрение от других членов высшего консультативного органа[ii]. На заседании генсек обозначил свое видение тех запросов, которые должна будет озвучить на встрече Церковь: «Это — открытие приходов в Западной Украине и Белоруссии, духовной семинарии, о возвращении части Киево-Печерской лавры, о проведении литургии в Успенском соборе Кремля, о закладке памятника в Москве по случаю 1000-летия христианства на Руси»[iii]. К кануну исторической встречи относился возврат части Киево-Печерской лавры в ведение Церкви.
 
Сама встреча c Патриархом Пименом и членами Синода РПЦ, проведенная 29 апреля 1988 г. в Кремле с подчеркнутой открытостью (присутствовали многие зарубежные журналисты), была выдержана строго протокольно. Речь М. С. Горбачева на встрече носила характер дипломатический и по своему содержанию была предельно общей и обтекаемой. Лидер государства и партии не мог обойтись без обращения к наследию Ленина в традиционном для того времени ключе: «Этот ленинский декрет, 70-летний юбилей которого недавно отмечался, открыл перед церковью возможность осуществлять свою деятельность без какого бы то ни было вмешательства извне» (в конце речи будет снова повторено, что восстанавливаются «ленинские принципы отношения к религии, церкви, верующим»). Смягчая эту, необходимую на тот момент, риторику, М. С. Горбачев все же отмечал трудности государственно-церковных отношений в годы советской власти. Как положительный опыт взаимодействия Церкви и (атеистического!) государство была упомянута Великая Отечественная война.
 
Советский лидер хвалил Церковь за «миротворческую деятельность» и отметил меры, которыми государство отвечало на лояльность Церкви: передачу в ее распоряжение важнейших монастырей и то, что «государство обеспечило необходимые условия для проведения в стране празднования 1000-летия введения христианства на Руси»[iv].
 
М.С. Горбачев заявил на встрече о разработке нового закона о свободе совести. В ответном слове Патриарх Пимена сказал: «Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич, от имени епископата, клира, монашествующих и мирян нашей церкви — граждан нашей социалистической Родины, выражаю Вам — архитектору перестройки и провозвестнику нового политического мышления — всецелую поддержку этому благотворному процессу. Мы, церковные люди, горячо молимся об успехе этого процесса и стремимся сделать все возможное для его развития»[v].
 
Авторы «Православной энциклопедии» приписывают инициативу встречи председателю Совета по делам религий при Совете министров СССР К.М. Харчеву[vi]. На наш взгляд, вопрос о инициативе и порядке подготовки встречи нуждается в дополнительном изучении на архивно-документальных материалов, которое до сих пор еще не проводилось. Как бы то ни было, проведение встречи не могло состояться без одобрения со стороны М. С. Горбачева.
Первые позитивные для Церкви итоги встречи последовали почти немедленно: состоялся перенос некоторых святынь из музеев Кремля для поклонения в Богоявленском соборе. Было окончательно поддержано проведение первого за 17 лет Собора Русской Церкви.
 
Поместный Собор состоялся с 6 по 9 июня в Троице-Сергиевой лавре.
Интересно, что Совет Министров СССР направил делегатам Поместного Собора приветствие, в котором «с удовлетворением» отмечалось, что «между церковью и государством существуют нормальные отношения. Подавляющее большинство духовенства и верующих граждан — патриоты своей страны, всем сердцем они воприняли осуществляемую в нашей перестройку, новые подходы к государственно-церковным отношениям в условиях перестройки и демократизации. Как отметил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, у нас общая история, одно Отечество и одно будущее»[vii].
 
Нельзя не отметить еще один важный аспект: Устав, принятый на Поместном Соборе во многом следовал установленным Собором 1917–1918 гг. принципам соборности и отменял тяжелое наследие Архиерейского Собора 1961 г., который под давлением государства ввел в приходскую жизнь Церкви отнюдь не соответствовавшие принципам соборности нормы.
 
Сразу по завершении Поместного Собора прошли важнейшие церковно-государственные мероприятия, посвященные 1000-летнему юбилею Крещения Руси.
 
10 июня 1988 года в Москве в Большом театре был проведен торжественный акт и большой праздничный концерт, посвященные 1000-летию введения христианства на Руси. В патриаршей речи на акте было особо отмечено значение московской встречи Горбачева и Рейгана, которая, по словам Патриарха Пимена, «явилась многополезным вкладом в созидание того прекрасного здания мира, какое возводится ныне волей и усилиями всего человечества»[viii]. В тот же день Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР П.Н. Демичев вручал государственные ордена иерархам Церкви. Вручение государственных наград Патриарху Пимену и ряду иерархов после закрытия Поместного Собора также стало проявлением произошедших перемен в позиции государства к Церкви.
 
11 июня председатель Президиума Верховного Совета А.А. Громыко принимал в Кремле членов Собора и зарубежных гостей. Его речь во многом напоминала апрельскую речь М.С. Горбачева, с более развернутым подчеркиванием культурной роли христианства и миротворческой позиции Русской Православной Церкви. В ответной речи Патриарх Пимен обращался не только к Громыко, но и к отсутствовавшему на июньском торжественном мероприятии М. С. Горбачеву: «Мы продолжаем находиться под впечатлением встречи с Михаилом Сергеевичем Горбачевым, которая явилась ярким свидетельством восстановления ленинских норм отношений между церковью и государством в нашей стране (курсив мой – А.М.). Мы видим это и в настоящем приеме Вами представителей церкви и гостей юбилейного празднования. Все это вдохновляет чад нашей церкви на дальнейшее углубление нашего участия в благотворном процессе перестройке нашего общества»[ix]. Характерно, что не только позиция, но и риторика Патриарха полностью соответствовала государственной риторике того времени.
 
С 14 июня по 10 июля 1988 года праздничные торжества в честь 1000-летия крещения Руси прошли в Киеве, Ленинграде и во всех остальных епархиях Русской православной церкви.
 
Нужно отметить, что мероприятия на высшем уровне расшевелили общество и привлекли внимание зарубежных деятелей. Не случайно участие ЮНЕСКО и признание юбилея важнейшим культурным событием 1988 года, а на акте в Большом театре присутствовал заместитель генерального директора ЮНЕСКО Анри Лопез.
 
Культурное значение юбилея (помимо чисто религиозно-вероисповедного) ощущалось многими. Так, в 1988 и 1989 гг. академик Д.С. Лихачев обращался к Р.М. Горбачевой по вопросам сохранения целостности комплекса Киево-Печерской лавры и других монастырей[x]. Необходимо упомянуть, что тогда же появилось множество научных статей и научно-популярной литературы о Крещении Руси, истории Православной Церкви.
 
Уже после основных церковных торжеств новый курс КПСС по отношению к религии был закреплен официально на XIX партконференции (28 июня - 1 июля 1988). Очевидно, что это также было сделано не без непосредственного влияния М.С. Горбачева.
В истории, казалось бы, простых и естественных (хотя торжественных и долгожданных) мероприятий 1988 г., скрывается коренной переворот церковно-государственной модели. В этом нельзя не видеть добрую волю М.С. Горбачева и других деятелей перестройки. Эти события – еще одно красноречивое свидетельство роли личности в истории.
 
В свободном и отчасти привилегированном положении Русской Церкви в Российском государстве в последние 30 лет есть несомненная заслуга советского лидера. За очень короткий промежуток была de facto установлена такая модель взаимодействия Церкви и государства, которую с разных точек зрения можно было бы считать идеальной. Как государство встало на путь демократизации, так и Церковь именно в 1988 г. встала на путь возврата к соборности. Позднейшие повреждения уже находятся вне связи с событиями 1988 г. и в целом, горбачевской эпохой.
 
                                                      
Cтатья написана для сайта Горбачев-Фонда
 


[i] Наследухова Е. Э., Никитин Д.Н. Горбачев // Православная энциклопедия (электронная версия статьи: http://www.pravenc.ru/text/166175.html)
[ii] «В Политбюро ЦК КПСС… По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985–1991)». М., 2008. С. 354.
[iii] Там же.
[iv] Горбачев М.С. Собрание сочинений. М., 2009. Т. 10. С. 319–322.
[v] Известия. 1988. 30 апреля (№ 122). С. 2.
[vi] Наследухова Е. Э., Никитин Д.Н. Указ. соч.
[vii] Московские новости. 1988. 12 июня (№ 24). С. 4.
[viii] Известия. 1988. 11 июня (№ 165). С. 3.
[ix] Известия. 1988. 11 июня (№ 165). С. 1, 3.

[x] Экземпляры писем хранятся в Архиве Горбачев-фонда (№ 26129, 26137).