Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Новости

К списку новостей
1 декабря 2017

Уильям Таубман. Не все уроки холодной войны учтены, и некоторые ее самые опасные эпизоды повторяются

Хочу напомнить три исторических эпизода: первый относится к середине холодной войны, второй к периоду после окончания холодной войны, и третий — ко времени, когда холодная война заканчивалась. Можно было бы ожидать, что самые опасные, взрывные эпизоды произошли во время холод ной войны, и что после ее окончания наступит более обнадеживающий период. На самом деле, это не так.

Первый эпизод. Речь идет о Никите Сергеевиче Хрущеве. В пятидесятых годах его внешняя политика исходила не из «позиции силы», а была продиктована слабостью. В это время, у него почти полностью отсутствовали стратегические ядерные ракеты. Как действовал Хрущев в данных обстоятельствах? Он блефовал, то есть, делал вид, что у него такие ракеты были в изобилии, и угрожал ими США. Как реагировали на это США? Если сказать один словом, — болезненно! Точнее, американцы начали строить, как можно быстрее, собственные ракеты. Как реагировал на это Хрущев? По разному, но именно этим частично объясняется тот факт, что он послал ракеты средней дальности на Кубу. Как реагировали на это американцы? Если сказать коротко, — Карибским кризисом.

Второй эпизод. В нем главное действующее лицо Саддам Хуссейн. В начале этого столетия, он, как и Хрущев в середине прошлого, действовал, находясь в позиции военной слабости. Как нам сейчас ясно, у него не было ни ядерного оружия, ни других средств массового уничтожения. Но Саддам Хуссейн тоже блефовал. Он делал вид (как Хрущев), что такое оружие у него было, и не разрешил инспекторам ООН доказать, что его не было. Как реагировали на это американцы и англичане? Начали войну против Ирака, приведшую к ужасным последствиям, с которыми мы теперь слишком хорошо знакомы.

Третий эпизод. В период перестройки в СССР, М. С. Горбачев и его коллеги тоже выступали на международной арене, находясь в слабой экономической позиции. Но Михаил Сергеевич не блефовал. Наоборот, он действовал открыто и смело, продолжал переговоры, которые привели к концу холодной войны.

Наша задача — лучше понимать уроки холодной войны, чтобы более разумно действовать после нее, и одновременно, вынести уроки из современного периода, которые также помогают нам понять холодную войну. В связи с этим надо сказать, что, к сожалению, не все уроки холодной войны учтены, и некоторые ее самые опасные эпизоды повторяются.

Уильям Таубман (род. 1941 году) — известный американский политолог и историк, профессор Амхерст Колледжа. Автор биографии Н.С.Хрущева (2004) и М.С.Горбачева (2017). 

"От Фултона до Мальты: как началась и закончилась холодная война" 1 марта 2006 г. Горбачевские чтения, М.: 2006, с. 252-253.

 
 
 

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги