Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Новости

К списку новостей
14 апреля 2011

О реформировании российского образования. По итогам обсуждений, проведенных в рамках Форума «Гражданский диалог»

 

О реформировании российского образования: анализ ситуации, общественная дискуссия и первоочередные задачи

По итогам обсуждений, проведенных в рамках Форума «Гражданский диалог»


Меняющаяся роль образования и его задач в современном обществе - стратегический вопрос, широко обсуждаемый в мире. Лидеры крупнейших держав определяют подходы в сфере образования и задают контуры общенациональных дискуссий. На наших глазах образование превращается в важнейшую социальную ценность и один из главных пунктов борьбы за социальную справедливость, достоинство и права человека.

В конце прошлого века в России произошли огромные изменения, которые не могли не затронуть образование - его принципы, организацию, содержание курсов и учебных предметов. Система отечественного образования сравнительно давно отреагировала на мировые и российские вызовы: была признана необходимость реформ, и в 2001 году принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Через весь текст этого документа «красной линией» проходит мысль о реформировании системы на основе обеспечения государственных гарантий доступности и бесплатности качественного образования, сохранении его фундаментальности и «соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Об «улучшении материального положения и повышении социального статуса работников образования» говорится как об одном приоритетных направлений. В Концепции специально подчеркивается, что модернизация образования не может осуществляться как «ведомственный проект», поскольку речь идет о «политической и общенациональной задаче». Эта задача решается при активном участии общества – «граждан России, семьи и родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов».

Таким образом, десять лет назад были сформулированы цели и направления реформирования российской системы образования. Последовательный курс на их реализацию позволит отечественному образованию сохранить конкурентноспособность и подняться на уровень решения задач особой сложности, которые возникли перед Россией в постиндустриальную информационную эпоху.

Хотя обозначенный в Концепции срок («до 2010 года») закончился, ее реализация далека от завершения. Общество ожидало появления нового документа, определяющего развитие на следующее десятилетие. Предполагалось, что этот документ должен, во-первых, развивать основные положения предыдущего, во - вторых, в связи с актуализацией задач модернизации страны и формированием «стратегии 2020» – определить приоритетные задачи реформирования системы образования и наметить пути их решения.

Однако появившиеся в 2010 году законы и проекты законов вызвали в обществе разочарование и растущую тревогу за будущее молодых поколений, будущее страны.

В 2010 году был принят Закон № 83-ФЗ о «правовом положении бюджетных учреждений», направленный на расширение экономической самостоятельности, в том числе, образовательных учреждений. Этот закон вызвал резко критические отклики. В нем увидели, прежде всего, стремление к сокращению государственных расходов на образование, а также то, что под видом «либеральных» реформ государство пытается полностью сбросить с себя ответственность за общество, мотивируя это необходимостью полного разрыва с прежним - советским - общественным строем. При этом отбрасывалось как устаревшее именно то из советского наследия, что гарантировало общедоступность, бесплатность образования и делало его основным каналом социальной мобильности для широких слоев населения. Против закона высказались представители партий, православной церкви, педагогическая и родительская общественность, многие эксперты. Критики увидели, что в новом законе - под видом перевода образования на рыночную основу и перехода его в разряд «социальных услуг», по сути дела, подводится база под коммерционализацию образования. В этой связи возникает реальная угроза для «общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования» (Конституция РФ, ч. 1 ст.43, п. 2). Подчеркнем, что речь идет о норме, которую гарантирует российская Конституция. Целый ряд общественных деятелей и экспертов убедительно обосновали, что реализация закона приведет к резкому возрастанию доли платных услуг в образовании (а также в здравоохранении и культуре), и к неминуемому сокращению численности учителей и школ - прежде всего, сельских и в малых городах.

Общественная дискуссия по поводу Федерального Закона №83 шла, в основном, на Интернет форумах, и тема, в целом, оставалась на периферии внимания СМИ. Критический настрой общества заметно усилился в связи с обсуждением проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который также называют «интегрированным». Фактически речь идет о создании Образовательного кодекса, который охватывает всю систему образовательных учреждений страны, начиная с детских садов и заканчивая вузами. В мае 2010 г. проект Закона был выставлен на сайте Минобрнауки РФ. Значительная часть организаций, составляющих образовательное сообщество, некоторые экспертные советы при профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации признали этот проект неудовлетворительным. Минобрнауки объявило его подготовительными материалами, а 1 декабря 2010 года выставило новую версию законопроекта на специальном сайте . Эта версия была, примерно, на четверть короче предыдущей, однако мало чем отличалась от нее содержательно. Текст большого законопроекта создал впечатление, что каждая его глава подготовлена отдельным специалистом или группой. При этом в документе отсутствует как целостное видение проблемы, так и концепция развития образования. Эксперты, включая ректоров крупнейших вузов, известных в стране директоров школ и специалистов, работающих в сфере образования, отмечают, что многие положения законопроекта поверхностны, носят незавершённый характер, недостаточно обоснованы, не проработаны с точки зрения организационно-правовых механизмов их применения, а частые ссылки на подзаконные акты, еще более усложняют работу закона. Высказывались серьёзные сомнения в возможности создания новой системы образования при существующем дефиците кадров, особенно в сельской местности и малых городах. Особое внимание и тревогу вызвало то, как определяется количество бюджетных мест в вузах - общество вновь, как и в случае с Законом «о бюджетных учреждениях», проявило повышенное беспокойство по поводу равенства возможностей в получении образования.

Впечатляет активность общественной дискуссии по проекту законопроекта об образовании, в результате которой было получено более 20 тысяч комментариев и предложений. 26 февраля 2011 г. на встрече с представителями студенческих организаций премьер-министр РФ В.В. Путин пообещал еще раз вынести законопроект на публичное обсуждение.

Закон об образовании создавался параллельно с новыми стандартами, разработанными Министерством образования и науки РФ. Как утверждают авторы этого документа, в процессе его разработки они руководствовались положениями послания президента Федеральному собранию и президентской инициативой «Наша новая школа». В настоящий момент уже около 200 тысяч российских школьников в Москве, Удмуртии, Адыгее, Приморском крае, Новосибирской и Новгородской областях начали учиться по новым стандартам.
Проект новых стандартов, одобренных Советом по стандартам Минобрнауки и обсужденных в Государственной Думе и Общественной палате, вызвал бурю общественного негодования. Под «Открытым письмом» к руководству страны, подготовленном и опубликованном в сети Интернет московским учителем литературы Сергеем Волковым и содержащим жесткую критику нового образовательного стандарта, уже поставили свои подписи более 22 тысяч человек. Многие критики делают вывод, что стандарт в скрытой форме «протаскивает» платное полное образование (в которое входит и то, что остается за пределами обязательных 10 предметов), а бесплатное образование становится ущербным и неполным. Трудно назвать средство массовой информации – печатное или электронное, которое бы не включилось в обсуждение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. Столь масштабная общественная кампания против мер, задуманных правительством, является беспрецедентной для современной России.

В многочисленных дискуссиях речь идет отнюдь не только об обоснованности введения трех базовых предметов. Вопрос ставится гораздо глубже и шире – об обеспечении фундаментального права граждан страны на качественное образование. Граждане все яснее осознают, что лишение, или, по крайней мере, урезание этого права, лишает их будущего.

 

Выводы и предложения

Российская система образования переживает серьезный кризис, о чем свидетельствуют негативные тенденции, начавшиеся в предыдущем десятилетии. На это все более остро реагирует общественное мнение: по данным опросов ведущих социологических центров, подавляющее большинство граждан глубоко обеспокоены тем, что происходит с образованием в России. Крайнюю тревогу вызывают ключевые вопросы финансирования, доступности и качества образования:

  1. По оценкам Рособразования, совпадающими с оценками Общественной палаты и ведущих экспертов, образование финансируется примерно вполовину от минимальной потребности.
     
  2. Экономисты говорят об «особой» политике российских властей в сфере образования, суть которой заключается в экономии бюджетных средств на оплату учительского труда. Это волнует учителей и родителей даже в Москве, где положение, в целом, существенно лучше, чем в других регионах. Ситуация с оплатой учительского труда усугубляется бюджетными проблемами, существующими в конкретных регионах и переводом школ на частичное самофинансирование - как следствие, в 2010 году зарплаты учителей во многих российских регионах заметно снизились. Подсчитано, что труд педагога в РФ недооценивается в 5–10 раз по сравнению с развитыми странами, а результатом подобной «особой политики» является то, что учителя деградируют как профессионалы и в массе своей уже не могут считаться представителями среднего класса.
     
  3. О снижении общего уровня подготовки учащихся свидетельствуют не только низкие оценки международной программы PISA, полученные российскими школьниками. По данным, приведенным, например, ректором Высшей школы экономики Я.И.Кузьминовым, примерно 40% из семи миллионов российских студентов не могут учиться, поскольку у них нет достаточных базовых компетенций, чтобы освоить программу, на которую они поступили.
     
  4. Более 60% молодых людей уверенно говорят о прямой связи платежеспособности учащихся и их возможностей получить качественное образование, от которого непосредственно зависит будущая работа выпускников вузов. Так, по данным Высшей школы экономики, с 2005 года доля работодателей, различающих бренды вузов, понимающих, что есть «хорошие» и «плохие» вузы, и определяющих в зависимости от этого более высокую заработную плату, увеличилась с 15% до 33%. В то же время сами молодые люди считают, что главная проблема высшей школы - непомерная плата за учебу и ее несоответствие качеству получаемого студентами образования.
     
  5. Малодоступность качественного образования - одна из главных причин распространенности «эмигрантских настроений» среди молодежи, ориентированной на учебу и профессиональную карьеру. В свою очередь, проблемы, затрудняющие доступ к образованию, резко усиливают опасность роста радикальных и агрессивных настроений среди тех молодых людей, которые чувствуют себя «лишними», не видя возможностей профессионализации и мобильности в российском обществе.

Реформа образования давно назрела, однако то, как она проводится и в чем конкретно проявляется, вызывает все более явное неприятие российской общественности. Негативные оценки инициатив Министерства образования и науки, направленных на совершенствование законодательства, имеют широкий резонанс, о чем свидетельствует крайне низкий рейтинг Министерства, его руководителя А.А.Фурсенко.

Очевидно, что приступая к масштабным изменениям, государство не выработало национальной стратегии образования, которая позволила бы проводить внятную политику в этой сфере. Все принимаемые и разрабатываемые законы носят ярко выраженный «ведомственный характер». Общество «выносится за скобки» и становится заложником примитивной рыночной и конъюнктурной логики документов, создаваемых очень разными и зачастую мало профессиональными авторами.

Многочисленные обсуждения, которые проходят в последнее время показывают, что ширится пропасть между разработчиками новых законов и общественностью.

Несмотря на аргументы, которые приводятся защитники новых государственных подходов к образованию, большая часть общества убеждена в том, что предлагаемые нововведения ведут, во-первых, к разрушению того позитивного, что сохранилось от советской системы образования. Во-вторых, к разделению общества на немногочисленную элиту, способную «купить» качественное образование, и большинство - «кухаркиных детей», уделом которых становится «усеченное» образование, достаточное лишь для того, чтобы заниматься примитивным, низкооплачиваемым трудом.

Падение качества общедоступного образования, сокращение возможностей для большинства получать знания, необходимые для будущей достойной работы и жизни, создают перспективу культурной деградации. Оказавшись перед подобной перспективой, большинство населения не видит иной альтернативы происходящему, кроме возвращения к советской модели образования. Это означает, что оказывается скомпрометированной сама идея модернизации образования в России.

Основываясь на анализе материалов общественных обсуждений ситуации, сложившейся в сфере образования, в том числе, обсуждений, организованных Форумом «Гражданский диалог» считаем первоочередными следующие задачи:

  1. Разработка концепции реформы российского образования, основанной на идеях продвижения к «обществу знаний», и приведение российского образования в соответствие с потребностями современного информационного общества. Необходим мораторий на изменение законодательства в сфере образования пока национальная программа образования не будет разработана и поддержана обществом.
     
  2. Обеспечение в новых условиях государственных гарантий доступности и бесплатности качественного образования - в строгом соответствии с нормами Конституции РФ. Проведение экспертизы всех вновь принимаемых в сфере образования законодательных актов на соответствие Конституции РФ, внесение кардинальных изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», поскольку данный закон закрепляет принцип коммерциализации образования, что неизбежно приводит к его платности.
     
  3. Разработка конкретных мер, направленных на улучшение положения учителя и повышение его статуса в российском обществе. Особое внимание следует уделить положению учителей, работающих в малых городах и сельской местности.
     
  4. Создание Национальной комиссии по образованию при Президенте РФ. Задачами комиссии должны стать разработка нового содержания общего образования, в том числе, образовательных стандартов; приведение проекта закона об образовании в соответствие с целями модернизации образования и обеспечения гражданам равных возможностей в получении образования; обсуждение и экспертиза альтернативных подходов и законопроектов (а не поправок от авторов, которые уже получили от общества вето недоверия) - прежде всего, обсуждение законопроекта, подготовленного общественным движением «Образование – для всех».
     
  5. Организация и проведение в ближайшее время Всероссийского совещания (съезда) работников образования.
     
  6. Открытие дискуссии по реформированию системы образования на региональном уровне, используя потенциал региональных общественных организаций, общественных палат, экспертов, педагогической и родительской общественности в регионах.
     
  7.  Проведение репрезентативных социологических исследований, позволяющих собрать информацию для анализа текущей ситуации и расширения базы принятия решений в сфере образования.