Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Новости

К списку новостей
27 ноября 2008

Круглый стол «1968–1988–2008: судьбы идей»

26 ноября 2008 г. в рамках проекта «Горбачевские чтения» состоялся круглый стол «1968–1988–2008: судьбы идей», организованный совместно с Международным обществом «Мемориал» и Фондом им. Генриха Бёлля (Германия). Обсуждались параллели и различия между событиями в Чехословакии, Польше и Советском Союзе в 1968 г. и протестными волнениями, прокатившимися в том же году в европейских странах. Центральные темы выступлений  - историческое значение и влияние «пражской весны» на становление демократического движения в СССР, связь демократических идей 1960-70-х г.г. с Перестройкой, сегодняшняя оценка ситуации, трудности и перспективы демократического пути развития России.

 

В заседании круглого стола приняли участие М.С.Горбачев, М.Хорачек,  А.Б. Рогинский , Л.М.Алексеева,  А.Берелович, А.Г.Битов,  Р.Фюкс  Т.Е.Ворожейкина, П.М.Кудюкин,  Н.Б. Иванова,  А.Симонов, Л.А.Седов, В.М.Гефтер,  С.А.Ковалев  и другие

 

Вели заседание А.Даниэль и О.Здравомыслова. 


Стенограмма дискуссии

                   

 

Программа Круглого стола 

"1968–1988–2008: СУДЬБЫ ИДЕЙ"

В 1968-м, одновременно на Западе и на Востоке Европы, внезапно вспыхнули протестные движения. Эти движения начинались на разных социальных этажах, рекрутировались из разных поколений, опирались на взаимоисключающие идеологии, выдвигали несхожие лозунги. И все же бунтующие студенты Парижа и Бонна в чем-то очень существенном совпадали с бунтующими студентами Кракова, Лодзи и Варшавы, а коммунистические реформаторы из пражского ЦК — с московскими интеллектуалами, разворачивавшими в доселе безгласном СССР публичную кампанию за гражданские права и интеллектуальную свободу. Возможно, общим было стремление продемонстрировать собственному истэблишменту, капиталистическому или коммунистическому, свое презрение и свой отказ от общепринятых норм поведения и систем ценностей. Возможно, общим было понимание того, что дальше так жить нельзя, что прогнили и требуют замены многие устои общественной и политической жизни, что европейские общества (или уже «европейскоеобщество»?) нуждаются в серьезной модернизации. По крайней мере, один из лозунгов 1968-го — «Будьте реалистами — требуйте невозможного!» — можно считать общим для всех европейских протестных движений 1968-го.

В Западной Европе студенческая революция говорила на молодом, дерзком языке бунта против «общества потребления»; польская учащаяся молодежь — на старом, как этот мир, языке оскорбленного национального достоинства; чехи и словаки пытались возродить и модернизировать умиравшие к тому времени социалистические и коммунистические идеалы; советские диссидентывыдвинули идею права  как противовес тоталитарной власти. 

Их оппоненты также действовали  по-разному на Западе и на Востоке. Истеблишмент Западной Европы попытался трансформировать революцию - и адаптировать ее к системе. Отчасти этот прагматический проект удался, но результатом его стали радикальные изменениям в политической культуре Запада. Восточноевропейские власти ответили на отказ части своих подданных в послушании — политическими гонениями, репрессиями и, наконец, танками, раздавившими «пражскую весну». На Востоке время для обновления общества пришло  с запозданием на двадцать лет — возможно, именно это стало одной из глубинных причин драмы Перестройки в СССР.

Тем не менее, 1988-й - начало Перестройки, канун «бархатных революций» и падения Берлинской стены, был, безусловно, годом возрождения надежд всей Европы но то, что «другой мир» возможен - первым таким годом после памятного 1968-го.

Что стало с надеждами и идеями 1968-го и 1988-го сегодня, когда прошло еще двадцать лет? Что сталось  с проектом «прекрасного нового мира», витавшего над майскими баррикадами Парижа? Как выглядит и в чем воплощается сейчас проект «национального возрождения» стран Восточной Европы? Есть ли еще в 2008-м место и перспектива для проекта «социализма с человеческим лицом», вдохновлявшего пражских реформаторов?

В апреле 1968 Андрей Сахаров провозгласил отказ от разделения человечества на блоки и лагери, права человека и интеллектуальную свободу универсальным ключом и необходимым условием для решения глобальных проблем человечества на рубеже тысячелетий и установления нового мирового порядка, основанного на свободе и безопасности людей. В конце 1980-х Михаил Горбачев объявил внешнеполитической целью перестройки  построение «общеевропейского дома» и выдвинул концепцию «нового политического мышления», во многом созвучную сахаровской.

Сегодня мы живем под постоянной угрозой терроризма, в условиях тлеющих и вспыхивающих во всех уголках мира военных конфликтов. Эти конфликты замешаны на неукротимом и иррациональном сепаратизме, с одной стороны, и на стремлении «экспортировать» ценности свободы и прав человека в страны и регионы «третьего мира», с другой. Возникла серьезная угроза возобновления противостояния России и  остальной Европы, начала Второй Холодной войны. Как в этом контексте следует рассматривать внешнеполитические идеи Горбачева и Сахарова: как мечту наивных людей, не понимавших  «реальной геополитики» или как упущенную возможность? Если второе, — то кем, как и почему эта возможность была упущена?

Мы будем говорить об идеях и итогах сорокалетия надежд, иллюзий, разочарований и, все-таки - свершений.

 

Открытие конференции: 

 

Михаил Горбачёв

Арсений Рогинский

Йенс Зигерт   

           

Что значил 1968 год для своего времени и для революционных изменений конца 1980-х годов?

Ведущий: Александр Даниэль (Мемориал)

Случайно ли совпали по времени события в Чехословакии,  рождение диссидентства в СССР, волнения в Польше — со студенческой революцией на Западе?

  • Как влияли — и влияли ли — идеи протестных движений на Востоке и Западе Европы друг на друга? Понимали ли друг друга участники этих движений?
  • Почему западное общество оказалось способным адаптировать вызов 1968-го и адаптироваться к нему?
  • В чем состоит связь  событий и идей 1968 года с Перестройкой в СССР?  

 

Панелисты:  Милан Хорачек депутат Европейского парламента,   Людмила Алексеева председатель Московской Хельсинской группы,  Алексей Берелович историк, социолог (Франция), Александр Архангельский журналист, Андрей Битов писатель.

 

Общая дискуссия                   

 

1988 - 2008: предварительные итоги и новые вызовы

Ведущая: Ольга Здравомыслова (Горбачев-Фонд)

  • В чем состоят общественно-политические и идейные итоги последнего двадцатилетия в России и Европе?  Кого сейчас  можно считать  победителем и кого - побежденным?  
  • Остается ли сейчас историческая перспектива идей 1968-го и 1988-го?  Может ли в ближайшем будущем возникнуть новый шанс для их возрождения в обществе и политике?
  •  

Панелисты: Ральф Фюкс сопредседатель фонда им. Генриха Белля, Татьяна Ворожейкина политолог,  Павел Кудюкин руководитель центра ГУ ВШЭ,  Наталья Иванова  заместитель главного редактора журнала «Знамя».

 

Общая дискуссия

 
 
 

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги